ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОТОВСКОГО ПОРТА. СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ
В силу характера секретности вокруг основных
промышленных предприятий Северодвинска многие моменты истории города долгое
время оставались за завесой молчания. Так историю северных конвоев связывали
лишь с Мурманском и Архангельском. А между тем в годы войны Молотовск был одним
на шести морских портов, принявших основной поток военных грузов, направляемых
в СССР странами-союзниками по антигитлеровской коалиции США и Великобританией.
Среди трех северных портов наряду с Мурманском и Архангельском наш город занял
свое достойное место.
22 июня 1941 года премьер-министр
Великобритании У. Черчилль, а 24 июня 1941 года президент США Т. Рузвельт
объявили о готовности этих стран оказать СССР помощь в борьбе с фашистской
Германией путем предоставления ему стратегических материалов. Размер
англо–американских поставок в СССР был определен на Московской конференции
представителей трех держав (29 сентября -1 октября 1941 года). 7 ноября 1941
года Т. Рузвельт объявил о распространении на СССР закона о ленд-лизе,
предусматривающего предоставление взаймы
или в аренду военной помощи любой стране, «оборона которой жизненно важна для
безопасности США».
Речь шла о доставке в СССР миллионов тонн
груза в сжатые сроки. Пути доставки грузов были рассмотрены Председателем
Государственного комитета обороны И. Сталиным в конце июля 1941 года. Было
определено основное направление морского грузопотока в 1941 году - порт
Архангельск. Однако обработка судов первого каравана показала, что
Архангельский порт не приспособлен к одновременному приему большого количества
глубокосидящих судов и к массовой переработке военных грузов, особенно
тяжеловесов. Порт мог одновременно обрабатывать только 5 судов. Положение
особенно осложнялось в зимнее время. Поэтому было обращено внимание на
Никольское устье и город Молотовск, главное преимущество которых было в
доступности навигации (отсутствие торосов, большая глубина фарватера и
акватории) и наличии железнодорожной ветки на Исакогорку. Специальная комиссия
приняла решение строить в Молотовске порт.
Связь Молотовска и Архангельска в военные
годы была неразрывной, а молотовский порт имел статус «приписного пункта Архангельского морского торгового порта» с главной задачей - обработка импортно-экспортных грузов.
Он считался шестым участком Архангельского порта.
Основой для порта в Молотовске стали три довоенных
недостроенных временных причала, предназначенных для приема транспорта с углем
для городской ТЭЦ. В кратчайшие сроки предстояло построить сплошную линию
причалов, складские помещения, площадки, подъездные пути, средства
механизации, осуществить дноуглубительные работы. Пуск первой очереди был
намечен на 10 января 1942 года, но уже к концу октября 1941 года Молотовск был готов принять первые транспорты.
Панорама завода № 402 и Молотовского порта, снятая летом 1944 года |
Первым иностранным судном, ставшим к причалу
Молотовского порта 26 ноября 1941 года, стал английский танкер «Сант Амброзио».
Пришедший 23 декабря 1941 года караван РQ-6 полностью разгружался в Молотовском порту ввиду суровых
зимних условий. За 1941 год Молотовск обработал более 10 транспортов союзных
конвоев, в обратном направлении ушло 4 конвоя из 47 судов.
Начатое в мае 1942 года строительство
причалов, закончено было в небывалые сроки - всего за 5 месяцев. 15 ноября 1942
года вся линия новых причалов была официально принята в эксплуатацию, хотя
фактически работы на них по разгрузке судов начались гораздо раньше.
Сорок третий год стал для Молотовского порта
периодом окончательного становления. После установки в середине 1943 года в
Молотовском порту штатных портовых кранов он стал самым механизированным
участком Архангельского порта. Почти километровая линия причалов, сильная
механизация, опытные и проверенные кадры позволили Молотовскому порту взять на
себя существенную часть работ, приходившихся на Архангельский порт. Через
Молотовск прошла основная масса импортных грузов - 65 % всего объема.
Большую роль в становлении Молотовского порта
сыграл известный полярный исследователь, контр-адмирал И. Д. Папанин (1894-1986), являвшийся в то время начальником Главсевморпути и
Уполномоченным ГКО по морским перевозкам в Белом море и организации
погрузки-выгрузки в Архангельском порту.
В начале 1944 года Молотовский порт возглавил
М. Ф. Причерт, сумевший внедрить новую организацию труда и мобилизовать
портовиков на выполнение сложных задач. Итоги года оказались рекордными:
обработано 4809 тысяч тонн груза - 44 % всего объема по Архангельскому порту.
В 1945 году порт принял три последних каравана судов.
Капитаны транспортов были довольны темпами
работ, а также тем, что на заводе № 402 их суда могли получить необходимый
ремонт. Так определилась и вторая задача Молотовска - служить ремонтной базой
для судов ленд-лиза.
Кроме того, Молотовский порт обеспечивал
углем ледокольные пароходы, участвовавшие в проводке транспортов («Ленин», «Сталин», «А. Сибиряков»).
По официальным данным Министерства морского
флота СССР через Архангельский порт за годы войны прошло 2,7 миллиона тонн
грузов. Не менее 1 миллиона тонн приходится на долю Молотовска.
Молотовский порт за годы войны разгрузил:
1941 год - 7 пароходов;
1942 год - 19 пароходов:
1943 год - 28 пароходов;
1944 год - 70 пароходов;
1945 год - 49 пароходов.
Это показатели той выдающейся роли, которую
сыграл наш город в обеспечении поставок по ленд-лизу. Работа Молотовского порта
- главный вклад Северодвинска в Победу.
Артерия «Молотовск
– фронт» работала почти непрерывно. Молотовский
порт успешно справлялся со своими задачами ценой перенапряжения сил сотен
людей, в большинстве своем безвестных. Именно они обеспечили успешную
деятельность Молотовского порта.
В начале своего становления порт остро
нуждался в рабочих-грузчиках, специалистах по портовым работам. Наркомат
обороны провел в Вологодской и Костромской областях призыв мужчин 40-50 лет, не годных к военной
службе. Около тысячи из них были направлены в Молотовск. Опыт работы
приобретался ими на месте, поскольку большинство
из них никогда не видели ни морских портов, ни кораблей. В самые напряженные
моменты к работе в Молотовском порту привлекались воинские части, речники,
военные моряки, жители Молотовска и Архангельска. Такая организация работ
обеспечила бесперебойную работу порта, задержек с погрузочно-разгрузочными
работами в Молотовске не было ни в 1941 году, ни позднее. Постепенно в
Молотовском порту сложился настоящий коллектив.
Порт начинал работать, имея всего пять кранов
и два передвижных транспортера, преобладал ручной труд. Из 25 тысяч тонн груза
в 1941 году лишь 4 тысячи тонн разгружались с помощью механизмов. Работали
круглосуточно в две смены по 12 часов, добираясь до работы пешком за 6-7 км. В условиях острой
нехватки продовольствия грузчикам была установлена высшая категория
продовольственного обеспечения, хотя далеко не всегда имелась возможность эти
нормы выдержать.
Руководство порта предпринимало самые энергичные
меры для налаживания жизни работников. К середине 1943 года удалось
сосредоточить жилье близ порта. Эго были 8 одноэтажных бараков, поделенных на
секции, со сплошными двухъярусными нарами на 1600 человек. Были оборудованы
бани, столовые. Часть импортного продовольствия было разрешено использовать на
дополнительное питание грузчикам. Много делалось для оживления жизни горожан,
организации досуга, что также положительно сказывалось на работе Молотовского
порта.
Воспоминания Юлии Павловны
Петровой в годы войны работавшей контролером-инспектором таможенного поста в
порту Молотовска:
«…Работа в порту шла круглосуточно. Груз из
трюмов укладывали прямо на причал, а потом загружали в вагоны и отправляли
прямо на фронт. Танки, самолеты, автомобили, провизия в мешках: пшеница,
фасоль, сахарный песок…».
«…через голодный город проходило очень много
продуктов - все на фронт... пшеница, фасоль, горох перевозились прямо
насыпью. Работницы спускались [в трюм], затаривали сыпучие продукты в мешки,
зашивали их шпагатом. Дома голодные дети, да и сами без куска хлеба оставались.
А вот поди, ни-ни.
Груз Красного Креста - лекарства. Они на
особом контроле. Тяжелый палубный груз - танки, самолеты, торпедные катера...
Для их получения прямо на причал подходили вагоны и платформы. И увозили
военную технику на фронт».
Библиография:
1.
Голубцова, О. Ленд-лизу - да, обезьянам - нет: за что аплодировали
таможенницам Молотовска / О. Голубцова // Северный рабочий. - 2002. - 27 июля.
- С. 9: фото.
2.
Остроченко, М. Судострой - Молотовск - Северодвинск / М. Остроченко, А.
Остроченко // Остроченко, М. Северодвинск - город корабелов: исторический
очерк / М. Остроченко, А. Остроченко.- Северодвинск, 1995. - С. 5-38.
3. Петрова,
Ю. Таможня Молотовекого порта: Юлия Павловна Петрова вспоминает о работе в
годы Великой Отечественной войны: [интервью] / Ю. П. Петрова; беседовала Н.
Кожанова // Северный рабочий. – 2009. - 25 июня. - С. 5: фото.
4. Попов,
М. Океанская пристань / М. Попов // Северный рабочий. - 1999. - 10 авг.- С.
4-5.
5.
Рынкович, Ю. Мальчишки: рассказ / Ю. Рынкович; послесл. А. Бурлова // Вечерний
Северодвинск. - 2005. - 21 апр. (№ 16). - С. 12: фото.
6. Северные
конвои и г. Молотовск (Северодвинск) // Союзные конвои на севере России. -
Северодвинск, 2001. - С. 11-13.
7. Супрун,
М. История о ленд-лизе, которую нельзя не рассказать: [интервью] / М. Супрун;
вела Н. Кологреева // Вечерний Северодвинск. - 1997. - 9 мая.
8. Химаныч,
О. Закрытый порт Молотовск / О. Химаныч // Книга Памяти. - Северодвинск, 1995.
- С. 168-177.
9.
Шмигельский, Л. День без ночи: хроника военного подвига молотовско го порта /
Л. Шмигельский // Вечерний Северодвинск. - 2000. - 5 сент., 12 сент., 26 сент.
- (Корабельная сторона).
10.
Шмигельский, Л. Молотовск и война в Арктике / Л. Шмигельский // Война в
Арктике (1939-1945 гг.). – Архангельск, 2001. - С. 204-257: фото. - Библиогр. в
конце ст.
11.
Шмигельский, Л. Молотовские транспорты. Шла война…: о судоремонте на заводе N
402 в годы Великой Отечественной войны (в цифрах и фактах) / Л. Шмигельский //
Вечерний Северодвинск. - 1998. - 18 нояб. - С. 13: фото. - (Корабельная
сторона).
12. Шмигельский,
Л. Молотовский завод № 402 и северные конвои / Л. Шмигельский // Северные
конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып. З.-М., 2000. - С.68-102.
13.
Шмигельский, Л. Порт-боец / Л. Шмигельский // Северодвинск. Испытание на
прочность: историко-просветительское издание / ред.-сост. А. Масленников. –
Северодвинск, 1998. - С. 247-290.
14.
Шмигельский, Л. Тайны третьего порта / Л. Шмигельский // Волна. – I991. - 12
сент. (№ 37). - С. 12-13.
15.
Эдлинский, С. Северный транспортный флот в Великой отечественной войне
Советского Союза 1941 - 1945 гг.! С. Эдлинский. - М., 1963. - 252 с.
Источник:
Деятельность
Молотовского порта. Северные конвои // Страницы мужества и славы. Северодвинск
в годы Великой Отечественной войны: историко-библиографический обзор / сост.
С.В. Пастухова; Муницип. библ. система, б-ка «Кругозор». – Северодвинск, 2010.
– С. 12-18.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии проходят предварительную модерацию.