Историческая справка



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОТОВСКОГО ПОРТА. СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ

В силу характера секретности вокруг основных промышленных предприятий Северодвинска многие мо­менты истории города долгое время оставались за завесой молчания. Так историю северных конвоев связывали лишь с Мурманском и Архангельском. А между тем в годы войны Молотовск был одним на шести морских пор­тов, принявших основной поток военных грузов, направ­ляемых в СССР странами-союзниками по антигитлеров­ской коалиции США и Великобританией. Среди трех се­верных портов наряду с Мурманском и Архангельском наш город занял свое достойное место.
22 июня 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а 24 июня 1941 года президент США Т. Рузвельт объявили о готовности этих стран оказать СССР помощь в борьбе с фашистской Германией путем предоставления ему стратегических материалов. Размер англо–американских поставок в СССР был определен на Московской конференции представите­лей трех держав (29 сентября -1 октября 1941 года). 7 но­ября 1941 года Т. Рузвельт объявил о распространении на СССР закона о ленд-лизе, предусматривающего предоставление  взаймы или в аренду военной помощи любой стране, «оборона которой жизненно важна для безопасно­сти США».
Речь шла о доставке в СССР миллионов тонн груза в сжатые сроки. Пути доставки грузов были рассмотрены Председателем Государственного комитета обороны И. Сталиным в конце июля 1941 года. Было определено ос­новное направление морского грузопотока в 1941 году - порт Архангельск. Однако обработка судов первого кара­вана показала, что Архангельский порт не приспособлен к одновременному приему большого количества глубокосидящих судов и к массовой переработке военных грузов, особенно тяжеловесов. Порт мог одновременно обраба­тывать только 5 судов. Положение особенно осложнялось в зимнее время. Поэтому было обращено внимание на Никольское устье и город Молотовск, главное преимуще­ство которых было в доступности навигации (отсутствие торосов, большая глубина фарватера и акватории) и нали­чии железнодорожной ветки на Исакогорку. Специальная комиссия приняла решение строить в Молотовске порт.
Связь Молотовска и Архангельска в военные годы была неразрывной, а молотовский порт имел статус «приписного пункта Архангельского морского торгового порта» с главной задачей - обработка импортно-экспортных грузов. Он считался шестым участком Ар­хангельского порта.
Основой для порта в Молотовске стали три дово­енных недостроенных временных причала, предназначен­ных для приема транспорта с углем для городской ТЭЦ. В кратчайшие сроки предстояло построить сплошную ли­нию причалов, складские помещения, площадки, подъ­ездные пути, средства механизации, осуществить дноуг­лубительные работы. Пуск первой очереди был намечен на 10 января 1942 года, но уже к концу октября 1941 года Молотовск  был готов принять первые транспорты.
Панорама завода № 402 и Молотовского порта,
снятая летом 1944 года
Первым иностранным судном, ставшим к причалу Молотовского порта 26 ноября 1941 года, стал английский танкер «Сант Амброзио». Пришедший 23 декабря 1941 года караван РQ-6 полностью разгружался в Молотовском порту ввиду суровых зимних условий. За 1941 год Молотовск обработал более 10 транспортов союзных конвоев, в обратном направлении ушло 4 конвоя из 47 судов.
Начатое в мае 1942 года строительство причалов, закончено было в небывалые сроки - всего за 5 месяцев. 15 ноября 1942 года вся линия новых причалов была офи­циально принята в эксплуатацию, хотя фактически рабо­ты на них по разгрузке судов начались гораздо раньше.
Сорок третий год стал для Молотовского порта периодом окончательного становления. После установки в середине 1943 года в Молотовском порту штатных пор­товых кранов он стал самым механизированным участком Архангельского порта. Почти километровая линия прича­лов, сильная механизация, опытные и проверенные кадры позволили Молотовскому порту взять на себя существен­ную часть работ, приходившихся на Архангельский порт. Через Молотовск прошла основная масса импортных гру­зов - 65 % всего объема.
Большую роль в становлении Молотовского порта сыграл известный полярный исследователь, контр-адмирал И. Д. Папанин (1894-1986), являвшийся в то время начальником Главсевморпути и Уполномоченным ГКО по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки-выгрузки в Архангельском порту.
В начале 1944 года Молотовский порт возглавил М. Ф. Причерт, сумевший внедрить новую организацию труда и мобилизовать портовиков на выполнение слож­ных задач. Итоги года оказались рекордными: обработано 4809 тысяч тонн груза - 44 % всего объема по Архангель­скому порту.
В 1945 году порт принял три последних каравана судов.
Капитаны транспортов были довольны темпами работ, а также тем, что на заводе № 402 их суда могли получить необходимый ремонт. Так определилась и вто­рая задача Молотовска - служить ремонтной базой для судов ленд-лиза.
Кроме того, Молотовский порт обеспечивал углем ледокольные пароходы, участвовавшие в проводке транс­портов («Ленин», «Сталин», «А. Сибиряков»).
По официальным данным Министерства морского флота СССР через Архангельский порт за годы войны прошло 2,7 миллиона тонн грузов. Не менее 1 миллиона тонн приходится на долю Молотовска.
Молотовский порт за годы войны разгрузил:
1941 год - 7 пароходов;
1942 год - 19 пароходов:
1943 год - 28 пароходов;
1944 год - 70 пароходов;
1945 год - 49 пароходов.
Это показатели той выдающейся роли, которую сыграл наш город в обеспечении поставок по ленд-лизу. Работа Молотовского порта - главный вклад Северодвин­ска в Победу.
Артерия «Молотовск – фронт» работала почти не­прерывно. Молотовский порт успешно справлялся со своими задачами ценой перенапряжения сил сотен людей, в большинстве своем безвестных. Именно они обеспечи­ли успешную деятельность Молотовского порта.
В начале своего становления порт остро нуждался в рабочих-грузчиках, специалистах по портовым работам. Наркомат обороны провел в Вологодской и Костромской областях  призыв мужчин 40-50 лет, не годных к военной службе. Около тысячи из них были направлены в Моло­товск. Опыт работы приобретался ими на месте, поскольку большинство из них никогда не видели ни морских портов, ни кораблей. В самые напряженные моменты к работе в Молотовском порту привлекались воинские части, речники, военные моряки, жители Молотовска и Ар­хангельска. Такая организация работ обеспечила беспере­бойную работу порта, задержек с погрузочно-разгрузочными работами в Молотовске не было ни в 1941 году, ни позднее. Постепенно в Молотовском порту сло­жился настоящий коллектив.
Порт начинал работать, имея всего пять кранов и два передвижных транспортера, преобладал ручной труд. Из 25 тысяч тонн груза в 1941 году лишь 4 тысячи тонн разгружались с помощью механизмов. Работали кругло­суточно в две смены по 12 часов, добираясь до работы пешком за 6-7 км. В условиях острой нехватки продо­вольствия грузчикам была установлена высшая категория продовольственного обеспечения, хотя далеко не всегда имелась возможность эти нормы выдержать.
Руководство порта предпринимало самые энергич­ные меры для налаживания жизни работников. К середи­не 1943 года удалось сосредоточить жилье близ порта. Эго были 8 одноэтажных бараков, поделенных на секции, со сплошными двухъярусными нарами на 1600 человек. Были оборудованы бани, столовые. Часть импортного продовольствия было разрешено использовать на допол­нительное питание грузчикам. Много делалось для ожив­ления жизни горожан, организации досуга, что также по­ложительно сказывалось на работе Молотовского порта.
Воспоминания Юлии Павловны Петровой в годы войны работавшей контролером-инспектором таможенного поста в порту Молотовска:
«…Работа в порту шла круглосуточно. Груз из трюмов укладывали прямо на причал, а потом загружали в вагоны и отправляли прямо на фронт. Танки, самолеты, автомо­били, провизия в мешках: пшеница, фасоль, сахарный пе­сок…».
«…через голодный город проходило очень много продук­тов - все на фронт... пшеница, фасоль, горох перевози­лись прямо насыпью. Работницы спускались [в трюм], затаривали сыпучие продукты в мешки, зашивали их шпагатом. Дома голодные дети, да и сами без куска хлеба оставались. А вот поди, ни-ни.
Груз Красного Креста - лекарства. Они на особом кон­троле. Тяжелый палубный груз - танки, самолеты, тор­педные катера... Для их получения прямо на причал под­ходили вагоны и платформы. И увозили военную технику на фронт».

Библиография:
1. Голубцова, О. Ленд-лизу - да, обезьянам - нет: за что аплодирова­ли таможенницам Молотовска / О. Голубцова // Северный рабочий. - 2002. - 27 июля. - С. 9: фото.
2. Остроченко, М. Судострой - Молотовск - Северодвинск / М. Ост­роченко, А. Остроченко // Остроченко, М. Северодвинск - город ко­рабелов: исторический очерк / М. Остроченко, А. Остроченко.- Се­веродвинск, 1995. - С. 5-38.
3. Петрова, Ю. Таможня Молотовекого порта: Юлия Павловна Пет­рова вспоминает о работе в годы Великой Отечественной войны: [интервью] / Ю. П. Петрова; беседовала Н. Кожанова // Северный рабочий. – 2009. - 25 июня. - С. 5: фото.
4. Попов, М. Океанская пристань / М. Попов // Северный рабочий. - 1999. - 10 авг.- С. 4-5.
5. Рынкович, Ю. Мальчишки: рассказ / Ю. Рынкович; послесл. А. Бурлова // Вечерний Северодвинск. - 2005. - 21 апр. (№ 16). - С. 12: фото.
6. Северные конвои и г. Молотовск (Северодвинск) // Союзные конвои на севере России. - Северодвинск, 2001. - С. 11-13.
7. Супрун, М. История о ленд-лизе, которую нельзя не рассказать: [интервью] / М. Супрун; вела Н. Кологреева // Вечерний Северо­двинск. - 1997. - 9 мая.
8. Химаныч, О. Закрытый порт Молотовск / О. Химаныч // Книга Памяти. - Северодвинск, 1995. - С. 168-177.
9. Шмигельский, Л. День без ночи: хроника военного подвига моло­товско го порта / Л. Шмигельский // Вечерний Северодвинск. - 2000. - 5 сент., 12 сент., 26 сент. - (Корабельная сторона).
10. Шмигельский, Л. Молотовск и война в Арктике / Л. Шмигель­ский // Война в Арктике (1939-1945 гг.). – Архангельск, 2001. - С. 204-257: фото. - Библиогр. в конце ст.
11. Шмигельский, Л. Молотовские транспорты. Шла война…: о су­доремонте на заводе N 402 в годы Великой Отечественной войны (в цифрах и фактах) / Л. Шмигельский // Вечерний Северо­двинск. - 1998. - 18 нояб. - С. 13: фото. - (Корабельная сторона).
12. Шмигельский, Л. Молотовский завод № 402 и северные конвои / Л. Шмигельский // Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Вып. З.-М., 2000. - С.68-102.
13. Шмигельский, Л. Порт-боец / Л. Шмигельский // Северодвинск. Испытание на прочность: историко-просветительское издание / ред.-сост. А. Масленников. – Северодвинск, 1998. - С. 247-290.
14. Шмигельский, Л. Тайны третьего порта / Л. Шмигельский // Вол­на. – I991. - 12 сент. (№ 37). - С. 12-13.
15. Эдлинский, С. Северный транспортный флот в Великой отечест­венной войне Советского Союза 1941 - 1945 гг.! С. Эдлинский. - М., 1963. - 252 с.



Источник:
Деятельность Молотовского порта. Северные конвои // Страницы мужества и славы. Северодвинск в годы Великой Отечественной войны: историко-библиографический обзор / сост. С.В. Пастухова; Муницип. библ. система, б-ка «Кругозор». – Северодвинск, 2010. – С. 12-18.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию.