Книги


Бадигин К.С.
«На морских дорогах» 

«Наладить приемку и выгрузку пароходов зимой можно было только в аванпорте Экономия или на временных причалах в Северодвинске. Это и было главным вопросом, который предстояло решить.

Сначала мы, комиссия из пятнадцати человек, поехали в Северодвинск. Добирались на каком-то речном пароходике. Встретил нас и давал пояснения главный инженер строительных работ Цесарский — высокий, представительный.

Что мы увидели? Два временных причала с достаточными глубинами, третий готовился. Еще никакой механизации. Городок был очень непривлекателен: деревянные бараки, узкие мостки через болото. В нескольких каменных домах располагались управление строительством, маленькая гостиница, столовая.

Поблизости от этих мест на Никольском рукаве Двины когда-то стоял древний монастырь. К нему в 1553 году приплыл первый английский корабль под командой Ченслера, который заметил на беломорских берегах главы монастырского храма. Отсюда же шла зимняя дорога по льду в Холмогоры. Время почти разрушило здание монастыря.

Руководители строительства, показывая нам план будущего города, говорили: здесь лягут улицы, здесь встанет трехэтажный универмаг, там будет клуб, ресторан… Война войной, но люди здесь, как и на всей советской земле, смотрели вперед. Мы отметили для себя: в случае необходимости в порту можно построить дополнительные причалы для приема транспортов…

Северодвинск же, расположенный в каких-нибудь 20 милях на юго-запад от Экономии, доступен для навигации всю зиму благодаря устойчивому разводью. И еще одно немаловажное обстоятельство: в Северодвинск предполагалось в самом ближайшем времени проложить постоянную железнодорожную ветку, и тогда грузы без задержки пойдут из трюма парохода на фронт…

Итак, будем принимать союзные караваны в Северодвинске, если аванпорт Экономию закроют льды.

Дальнейшие события показали правильность этого решения». 

Полный текст опубликован в книге К. С. Бадигина «На морских дорогах: записки капитана». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеской библиотеке (Ленина, 15), Бестселлер (Юбилейная, 57а)  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



«Не остуди свою память»

«Ленд-Лиз через Молотовский порт» 

«Молотовский морской торговый порт стратегического назначения в системе военно-транспортных операций образован решением СНК СССР и ГКО в сентябре -ноябре 1941 года. Возводился на участке недостроенных причалов, в западной части завода № 402 силами заключенных Ягринлага под техническим руководством С.Г. Цесарского. За три года были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км., пирс с нефтебазой и бункерами для угля, склады 6 км. Железнодорожного пути, краны, служебные и жилые помещения…

Наряду с портом Архангельска Молотовский порт взял на себя заботу по приемке и выгрузке союзнических караванов судов. Через Атлантику в Мурманск и Архангельск по договору со странами антигитлеровской коалиции – Англией и США – шли сюда транспорты с вооружением, боеприпасами, продовольствием…

За годы войны Молотовский порт принял по Беломорскому региону 61% грузов союзников, что составляет свыше 430 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, продовольствия».


Полный текст опубликован в книге «Не остуди свою память». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Гнездышко» (Ломоносова, 100), «Открытие» (Комсомольская, 35).




«Триумф и … пропасть Сергея Боголюбова»

Завод № 402 к этому времени стал превращаться в крупней­шую судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военно­го флота на Севере.

Ремонт иностранных судов был приравнен к выполнению военных заказов. Проходил он, как правило, в порту во время про­ведения погрузочно-разгрузочных работ.

Отдаленность и отсутствие в порту ремонтной базы вызыва­ли немало трудностей. У завода не было транспорта для достав­ки людей и материалов. Эти обстоятельства вынудили директора

С. А. Боголюбова в апреле 1943 года обратиться со специальным письмом к заместителю председателя СНК СССР и члену ГКО А.И. Микояну, ответственному за перевозки грузов по ленд-лизу. Ставились вопросы о создании в порту специальной судоремонт­ной мастерской, обеспечении завода трубами, цветными метал­лами и другими материалами, необходимыми при ремонте ино­странных судов. Кроме того, директор просил А.И. Микояна обя­зать порт выделить автомашину и горючее для доставки рабочих в порт, а также предоставить заводу фонд дополнительного продо­вольствия. Просьба С.А. Боголюбова была удовлетворена.

Полный текст опубликован в книге «Триумф и … пропасть Сергея Боголюбова». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).



Шмигельский Л. Г.
«История Поморского края» 

Молотовский порт благодаря своему выгодному географическому положению являлся единственным портом на Белом море, который мог осуществлять круглогодичный приём караванов. Это особенно проявилось в суровые зимы 1941/42 и 1942/43 годов, когда тяжёлые льды закрыли для судов доступ в Архангельск.

Только в Молотовском порту в этом районе Белого моря действова­ла нефтебаза, принимавшая нефтегрузы с танкеров караванов, в том числе и остро необходимый фронту высокооктановый авиационный бензин. Её временные сооружения были созданы заводом № 402 уже в октябре-ноябре 1941 года по личному указанию уполномоченного ГКО контр-адмирала И. Д. Папанина.

Механизированная бункерная угольная установка Молотовского порта обслуживала ледокольный флот, все действующие суда которого в разное время в составе Управления беломорскими ледовыми опе­рациями (УБЛО) обеспечивали проводку судов караванов через льды Белого моря.

Ледоколы и ледокольные суда имели в Молотовске постоянное ме­сто базирования. Завод № 402 осуществлял вооружение и довооруже­ние, а также преднавигационный и аварийно-восстановительный ре­монт этих судов.

Исключительное значение имело то обстоятельство, что глубина морского канала и акватории Молотовского порта позволяла прини­мать суда с осадкой до 28 футов включительно (8,54 м), что было невоз­можно для Архангельского порта. Для этого пришлось вынуть свыше 6 млн кубометров грунта. Поэтому с глубокосидящих судов типа «Ли­берти» в Молотовске снималось 35-40 процентов грузов, после чего «Либерти» шли для окончательной разгрузки в Архангельск. За время войны подобная операция была проделана с 62 транспортами.

Молотовский порт включался в работу постепенно, по мере стро­ительства. И уже с 1943 года взял на себя основной объём обработки судов беломорских караванов…

Полный текст опубликован в книге Л. Г. Шмигельского «История Поморского края: очерки, статьи, заметки». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35),«Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Уильям Жеру
«Корабли-призраки: подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой»

«Джим Норт не мог сказать наверняка, что происходит, но нутром чуял: судьба конвоя PQ-17 висит на волоске. Тридцать торговых судов расходились в разных направлениях по ледяным арктическим водам, нарушая плотный оборонительный строй, который сдерживал напор немецких бомбардировщиков и подводных лодок с того самого дня, как конвой покинул Исландию. Это произошло неделей ранее. А сейчас сигнальные огни кораблей непрестанно мигали, посылая сообщения. На мостике транспорта «Трубадур», где служил Норт, коротко переговаривались на родном языке два норвежца: капитан и старший помощник. Норт мало что понимал, но интонации говорили сами за себя. Многострадальный конвой PQ-17 столкнулся с новым испытанием на пути в русскую Арктику.

Был вечер 4 июля 1942 года, около половины десятого, хотя время для экипажей особого значения не имело, ведь в июле арктическое солнце никогда не заходит. Конвой находился менее чем в 1300 км от Северного полюса. Ранее в тот день американские суда, составлявшие ядро конвоя, отметили День независимости, подняв среди тумана новенькие звездно-полосатые флаги. Вскоре после этого союзнические военные корабли, защищавшие конвой, отбили атаку 23 немецких торпедоносцев. Три корабля были потоплены, но моряки не сомневались, что победа осталась за ними, и посчитали случившееся добрым знаком: они доберутся до СССР живыми! Еще не стихли поздравления, когда начались новые трудности…»

Полный текст опубликован в книге У. Жеру «Корабли-призраки: подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), она представлена в отделе Социально-экономической литературы.



Северяне – победе

Начальник района Экономия и Северодвинского порта в годы Великой Отечественной войны Михаил Фроимович Причерт в главе «Самоотверженный труд портовиков» писал:

«… В связи с вводом в эксплуатацию района Экономия и Северодвинского порта возникла необходимость в новых квалифицированных кадрах. И по распоряжению Народного комиссариата морского флота в декабре 1941 года из Одессы на Север прибыла большая группа портовиков, которая была направлена в Северодвинск.

С окончанием строительства причалов и проведением дноуглубительных работ Северодвинск стал главным районом Архангельского порта для приема судов типа «Либерти» и «Эмпаеры». Все караваны в последующем проходили через Северодвинский порт, где с судов снималась часть груза, что давало им необходимую осадку для прохода в Архангельск. 

…Много внимания уделяли деятельности порта первый секретарь областного комитета ВКП(б) Г. П. Огородников и секретарь обкома А. С. Буданов, а также секретари Архангельского и Северодвинского горкомов партии П. В. Минин и И. А. Плюснин».

Полный текст опубликован в книге «Северяне – победе: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина (Ленина, 15), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а),  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35).


Папанин И. Д. 
«Лед и пламень»
  

«Город [Архангельск] располагался на правом берегу реки. Близ его центра находился ещё один портовый участок — Красная пристань. Он обслуживал только пассажирские пароходы и катера пригородного сообщения. Второй основной район порта находился в устье Северной Двины и назывался Экономия. Это была перевалочная база для лесоматериалов. Здесь грузился лес на морские суда. Железнодорожной связи с Экономией не было. И наконец, важный район порта находился уже на берегу Двинского залива, там, где позднее вырос город Северодвинск…

… Я собрал специалистов, мы обсудили перспективы развития Северодвинского порта, была послана докладная записка в вышестоящую инстанцию. Как всегда бывало в таких случаях, вопрос решился очень быстро, и в марте 1942 года началось строительство Северодвинского порта. Строительные работы были возложены на строительную организацию, которую возглавлял Семён Григорьевич Цесарский.

Тогда, в 1942 году, Цесарский со свойственным ему умением строил Северодвинский порт, и уже летом 1942 года задание Комитета Обороны было выполнено. Было выстроено 6 новых причалов, угольный пирс со складской площадкой для угля, на все причалы были проложены железнодорожные пути в две колеи, а также сеть путей в тылу причалов. Были также построены склады и складские площадки, проложен водопровод, выстроены служебные и производственные здания. Большое внимание мы уделяли механизации этого района порта. В результате во время разгрузки судов здесь работало одновременно уже по 15 —17 кранов разных типов.

Эту работу штаб всё время держал под особым наблюдением, так как от работ в Северодвинске во многом зависел успех всех операций: американские корабли, которые направлялись для разгрузки в Бакарицу, приходилось предварительно частично разгружать в Северодвинске, чтобы уменьшить их осадку…

…Хороший коллектив был в Северодвинском порту, основу которого составили портовики-черноморцы, эвакуированные из Одессы. Возглавил район порта Михаил Причерт, вносивший в работу своего коллектива одесский огонёк и всегда бодрое настроение. А это было немаловажно в то тяжёлое время…» 

Полный текст опубликован в книге И. Д. Папанина «Лед и пламень». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48).



М. М. Остроченко и А. М. Остроченко
«Северодвинск – город корабелов»

«В середине сентября 1942 года ожидалось прибытие большого каравана судов. Под давлением общественного мнения Черчилль был вынужден отправить 2 сентября в Советский Союз конвой PQ-18. 40 транспортов и 37 боевых кораблей конвоя PQ-18, подвергаясь почти непрерывным атакам противника, двигались в Белое море. 

19 сентября суда и корабли охранения конвоя PQ-18 стали на якорь у острова Мудьюг. В пути конвой потерял 13 транспортов…

Архангельский порт впервые столкнулся с необходимостью обработки такого большого количества судов, какое пришло с конвоем PQ-18. Их было 27. Но проведенная реконструкция основных участков порта, а также введение в строй Молотовского района позволили успешно справиться с этой задачей.

Под разгрузку одновременно стали 19 транспортов. Пять из них принял Молотовск, новые причалы которого были впервые задействованы с полной нагрузкой.

Закипела круглосуточная работа. Это был тяжелый, напряженный труд. Рабочая смена длилась 12 часов.

Плавучий кран высоко поднимал над палубой судна американские средние танки «М4» (вес 35 тонн), английские тяжелые танки «Черчилль» (вес 45 тонн) и, пронеся их над судном, опускал на причал. Здесь они попадали в руки наших военных приемщиков и после небольшой «разминки» по причалу своим ходом поднимались на железнодорожные платформы. Сформированный эшелон уходил от беломорского берега на фронт.

Выгружались большие ящики с крыльями английских истребителей «Харрикейн» и «Киттихаук», американских «Аэрокобр». Фюзеляжи с моторами в специальной обертке осторожно устанавливались на прицепы тягачей. Все это доставлялось на сборочный пункт, который, как вспоминают старожилы города, находился в районе улиц Гагарина и Воронина (на территории ВТУЗа и «морского городка»). Отсюда самолеты улетали на фронтовые аэродромы…»

Полный текст опубликован в книге М. М. Остроченко и А. М. Остроченко «Северодвинск – город корабелов». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35).


Голубцова О.В.
«Любовь по ленд-лизу»

«Под умелым руководством Папанина работа закипела. Строились новые причалы и укреплялись старые, использовались все возможности Мурманского и Молотовского (Молотовск – ныне г. Северодвинск. – Прим. авт.) портов. Каждый английский конвой доставлял в Советский Союз до трехсот единиц одних только танков «Валентайн» и «Матильда». Всего из Великобритании за годы войны было привезено 5218 танков, 7411 самолетов, 4932 противотанковых орудия, 14 тральщиков, девять торпедных катеров и даже четыре подводные лодки.

За всеми этими цифрами сухих статистических отчетов стоят людские судьбы.

Технику требовалось не только разгрузить, но и собрать, проконтролировать работу всех механизмов, проконсультировать, а когда надо – и обучить русских специалистов.

В Архангельске открылась Британская военно-морская миссия, штаб которой располагался на ул. Пролеткульта (ныне ул. Попова), дом 16. В этом особняке, к сожалению, не сохранившемся до наших дней, когда-то размещалось даже норвежское консульство.

В Молотовске дипломатическое представительство располагалось в коттедже, выстроенном до войны для заводского начальства, на ул. Парковой, 13. Первоначальный состав постоянных сотрудников миссии с 15 человек уже к январю 1942 года увеличился до 80…».

Полный текст опубликован в книге О. В. Голубцовой «Любовь по ленд-лизу». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),«Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), сельская библиотека (село Нёнокса), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).


Бурлов А.Н.
«А ты мне, улица родная...»

«Поворот в правую сторону от развилки означал, что ты идешь или едешь в порт. Эта часть дороги, хотя тоже была деревянной, но выглядела поновее, должно быть, ее постоянно ремонтировали. 

Термины «Дервиш», конвои, ленд-лиз еще не были в ходу, они выплывут из анналов истории и войдут в наш обиход много позднее, когда постепенно начнет сползать пелена секретности с событий тех лет, и мы узнаем, чего и сколько привезли нам союзники.

В Молотовске же военной поры на слуху было слово караваны. Дата их прибытия считалась секретом. Но какой уж тут мог быть секрет. Жители города от мала до велика узнавали о прибытии судов даже по чисто внешним признакам. На городском рынке и  на «толкучках» появлялись американские сигареты, шоколад, тушенка, жевательная резинка. Заполнялись магазинные полки, и начиналось отоваривание продовольственных карточек. Да что там говорить о внешних признаках, когда прямо на городских улицах разгуливали «комрады» - американские матросы, английские военные моряки. 

Из окна квартиры мне было часто видно, как сюда, к развилке, мощные «Студебеккеры» подвозили английских и американских матросов, идущих в увольнение, шумной толпой растекающихся затем по городу. Отсюда в означенное время те же грузовики увозили их обратно в порт…». 


Полный текст опубликован в книге А. Н. Бурлова «А ты мне, улица родная…». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),«Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), сельская библиотека (село Нёнокса), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).


Химаныч О. Б. 
В нашу гавань заходили корабли. Легендарные моряки Севера

«Великая Отечественная застала Николая Ивановича Хромцова в Мурманске. В первый же день её он принял под командование ледокол «Ленин», стоявший в ремонте. 

Первыми своими распоряжениями капитан Хромцов организовал бригады из числа моряков экипажа, чтобы срочно заменить мобилизованных судоремонтников. 

В конце августа 1941 года ледокол отправился на Севморпуть, чтобы участвовать в знаменитых аварийных работах по спасению ледокольного парохода «Садко», севшего на необозначенную на картах отмель у островов Известий ЦИК. Это многим известная трагическая эпопея!

К началу зимы «Ленин» проследовал в Архангельск. Именно на его, по сравнению с другими ледоколами, — мелкосидящего и маневренного — пала тяжёлая обязанность работать с судами союзных и внутренних конвоев, прибывавших на внешний Северо-Двинский рейд. Снимки корабля в войну, какие доводилось видеть, сделаны, когда он появлялся в Архангельске, а вот фото его в Молотовском порту не попадалось — возможно, оттого, что здесь такие съёмки не разрешали.

Очень трудная навигация морозной зимы 1941-1942 годов успешно завершилась в апреле. В июле ледокол ушёл из Молотовска с первым внутренним арктическим конвоем. Работать ему пришлось очень далеко — Тикси, Амбарчик, Анадырь. Только к началу новой зимы «Ленин» вернулся — опять в Молотовск. Здесь снова работа на союзные конвои, прибывающие в Белое море. Вообще в судовых журналах «Ленина» (они имеются в областном архиве) Молотовск присутствует часто, в том числе и в связи с устранением мелких поломок и учебными стрельбами.

Подсчитано, только за две военных навигации «Ленин» провёл во льдах 267 судов!..».

Полный текст опубликован в книге О. Б. Химаныча «В нашу гавань заходили корабли. Легендарные моряки Севера». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100) и в библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).


Глушков Д. С.

Северодвинск фронту, тыл во время Великой Отечественной войны

«Война прервала строительство завода на половине. Из 25 тысяч жителей Северодвинска было призвано 14, 5 тысяч мужчин, многие из которых были заняты в строительстве завода и работы на нем. Их места заняли подростки и женщины. Завод производил не только корабли, но и необходимые фронту мины, комплектующие к ним… Особую роль Молотовск приобрел, когда начались поставки союзников по программе ленд-лиза. Важным фактом для строительства здесь порта стало то, что благодаря особенности моря, порт в Молотовске мог работать и зимой, а также принимать глубоководные суда. Основной рабочей силой на строительстве коммуникаций порта были заключенные Ягринлага. 26 ноября 1941 г. порт Молотовска принял первое судно – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3…».


Полный текст опубликован в книге «Суворовские чтения (2022; Северодвинск). Сборник материалов региональной очно-заочной научно-практической конференции «Суворовские чтения: Служение к славе России: «Потомство мое, прошу брать мой пример, посвященной 292-годовщине со дня рождения генералисимуса Александра Васильевича Суворова». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35).


Баёв, Е. И.
Поморье в истории России: в 2 частях

Северный морской путь служил Родине всю войну. Японские подводники засекли движение большого конвоя с военными грузами под проводкой ледоколов и боевых кораблей через Берингов пролив. В 1942 г. японское правительство сообщило Гитлеру, что Северным морским путем через Берингов пролив на запад вышел большой конвой из 19 груженых судов с военными грузами под проводкой четырех ледоколов и под охраной четырех боевых кораблей. Фашистское морское командование, получив от союзной Японии столь ценную информацию, разработало операцию «Вундерланд» - «Страна чудес» по уничтожению этого конвоя и разрушению инфраструктуры Севморпути. Нарушить судоходство по трассе Северного морского пути у фашистов было давней мечтой и они направили в Карское море вокруг мыса Желания на Новой Земле в качестве рейдера свой карманный линкор «Адмирал Шеер», которым командовал Вильгельм Верпенбокен, и «волчью» стаю из шести подводных лодок…


Полный текст опубликован в книге Е.И. Баёва «Поморье в истории России: в 2 частях». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100)



Химаныч О. Б.
Рожденный ленд-лизом

«До середины 1938 года возведение завода № 402 и объектов прилегающего к нему поселка велось наркоматом тяжелой промышленности СССР, и в составе Архсудостроя на то время числилось 15 532 человека. Однако с 1 августа грандиозную стройку в устье Северной Двины передали наркомату внутренних дел, и дальше все работы велись исключительно Управлением строительства № 203 с использованием труда заключенных. Ягринский исправительно-трудовой лагерь (Ягринлаг) входил в систему союзного ГУЛАГа НКВД … К идее создания в Молотовске морского порта обратились, лишь когда началась Великая Отечественная, и сооружать его начали в конце 1941 года на территории и акватории, принадлежавших заводу № 402…
Ещё одним свидетельством, что Молотовский порт полноценно принимал стратегические грузы от наших союзников, является регулярное посещение его крупнотоннажными судами, построенными в США, Великобритании и в Канаде…
Зимне-весенняя навигация 1945 года на Белом море уже не была столь напряженной, как прежние, поскольку транспортные конвои на своем пути в Атлантике не подвергались серьёзным атакам фашистского подводного флота и авиации…
Последний год войны Молотовский порт фактически встретил уже полностью построенным и достаточно оснащенным механизмами и транспортными средствами…».




Полный текст опубликован в книге О. Б. Химаныча «Рожденный ленд-лизом». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),«Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35),«Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шаверина Г. В.
Гулаг и Северные конвои 
(по материалам Ягринлага)

«В официальных источниках, в работах историков и краеведов недостаточно оценивается вклад заключенных многочисленных исправительно-трудовых лагерей и колоний Советского Союза в укрепление обороноспособности страны в годы Великой Отечественной войны. Ягринский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) не является исключением… Представители Архангельского и Молотовского участков порта и строительства № 203 2 февраля 1941 г. подписали акт, в котором был предусмотрен весь объем работ и перечень необходимых материалов для строительных работ в Молотовском порту… И тем не менее в сжатые сроки, в тяжелейших условиях порт был построен… 1 ноября 1942 г. закончены работы по постройке нового причального фронта протяженностью 415 метров. Причалы оборудованы 3-4 линиями железнодорожных путей, обеспечивающими как работу железнодорожных кранов, так и подачу, и уборку подвижного состава. С окончанием строительства новых причалов порт мог одновременно разгружать 7 больших кораблей…».


Полный текст опубликован в книге «Ленд-Лиз и Арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш»». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Dervish: грани памяти

«В годы Великой Отечественной войны действовали шесть участков Архангельского морского торгового порта, которые занимались приемкой судов со стратегическими грузами. Участок «Молотовск» принял больше половины грузов, шедших в Архангельский порт. Начальником портового участка был Михаил Фроимович Причерт, известный морской администратор, начинавший свою трудовую биографию простым грузчиком…
Говоря о Северодвинске-Молотовске, мы не забываем роль завода № 402, который позже получил название «Севмашпредприятие». Судостроение и ремонт в годы войны работали на полную мощь. И они сыграли очень большую роль в обеспечении и восстановлении его судов, прошедших этим тяжелым путем».

Боевой корабль в плавучем доке на заводе

№ 402, г. Молотовск

Полный текст опубликован в книге «Dervish: грани памяти». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35).




Суетин Б.П.

«ЛЕТОПИСЬ ГОРОДА СЕВЕРОДВИНСКА, 1936-2018 ГОДЫ»


1941 год
14 ноября
«Приказом начальника Архангельского морского торгового порта в соответствии с постановлением ГКО в г. Молотовске организован морской торговый порт. Начальником порта назначен Н.Т. Грищенко».
26 ноября
«К нефтепирсу Молотовского порта стал под разгрузку танкер «Сант-Амброзио» - первое иностранное судно, ставшее к причалам Молотовска».
 
1942 год
Июнь
«В Молотовск пришли два судна из каравана PQ-16 – американский транспорт «Алькоа Баннер» и британское судно – кран «Эмпайер Элгар»».
27-28 декабря
«В Молотовск пришли пять судов из каравана JW-51А: сухогрузы «Ричард Блэнд», «Ричард Бассет», «Оремар», «Вест Готомск» и один танкер. Это были последние суда союзников, пришедшие в Молотовск в 1942 году. Всего за 1942 год доставлено на транспортах 127366 тонн импортных грузов и 16244 тонны наливных грузов».
1945 год
10-17 июня
«В Молотовск пришли девять одиночных судов союзников – последние суда союзников времен Великой Отечественной войны».

Полный текст опубликован в книге историка-краеведа, главного конструктора  «ПО» Севмаш» Бориса Петровича Суетина «Летопись города Северодвинска, 1936-2018 годы». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а) «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26), Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15).




Скубенко И.
«СЕВЕРОДВИНСК 
ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ»

«Военно-экономическое сотрудничество с Великобританией и США развивалось в основном по линии ленд-лиза. Основной морской грузовой поток решено было доставлять в порт Молотовска…
Исключительно важное значение Молотовского торгового порта в период войны является, то, что он был единственным портом на севере России, способным работать круглосуточно, обладающим самыми глубокими причалами и самым механизированным портовым оборудованием. По официальным данным Министерства морского флота СССР, более половины грузов (1070 тысяч тонн военной техники, вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, что составляло 61% по Беломорскому региону) судов союзников, пришедших в Белое море, принял порт Молотовска». 


Полный текст опубликован в федеральном справочном издании «Города Победы II». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100).



Белый А.К.
Пункт назначения – Молотовск

«Порт начал сооружаться в конце 1941 года на территории и акватории, принадлежащих заводу № 402, уже в ноябре были сооружены нефтебазы для приема авиационного бензина с танкеров и для бункеровки мазутом судов и кораблей советского флота и союзников… В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море.
26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3, перекачавший на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту».

Полный текст опубликован в книге А.К. Белого «Архангельский Север: Архангельск и Молотовск в годы Великой Отечественной войны». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а) «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26), Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15).



Химаныч Олег Борисович

Сталинский "бандит" в Молотовске


«…Мысль о том, что фашисты не ведали, что представлял собой Молотовск до войны, чем он стал с ее началом, я исключаю полностью. Крупнейшая судоремонтная, производственная и энергетическая база на всем северном фланге нашей обороны, центр перевалки поставок ленд-лиза, единственный пункт перекачки всех видов наливных грузов из танкеров, порт отстоя советского ледокольного флота мобилизованной Арктики... Немецкая разведка с ее отлаженной организацией, возможностями, без сомнения, все это знала. А потому у любого, кто всерьез обращался к истории Молотовска военной поры, непременно напрашивался вопрос: что предпринимали фашисты для поражения такой масштабной стратегической цели, какой являлся Молотовск?..»

Полный текст опубликован в книге О. Химаныча «Сталинский "бандит" в Молотовске». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя, в библиотеках:  ДЮБ им. Пушкина, «Бестселлер», «Кругозор» и «Мир знаний».



Супрун М.Н.
Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.

«… 5 ноября командование Кригсмарине снарядило целую рейдовую группу в составе тя­желого крейсера «Адмирал Хиппер», эсминцев «Ф. Экхольдт», «Р. Бейтцен», 2-27, 2-30 под общим командованием вице-ад­мирала О. Куммеца (операция «Хоффнунг» - «Надежда»). В ре­зультате из 13 отправленных в октябре-ноябре из Исландии судов дошли до Молотовска и Мурманска лишь пять. Четыре были потоплены, один поврежден и три были вынуждены вер­нуться».




Полный текст опубликован в книге М.Н. Супруна «Ленд-лиз и северные конвои, 1941 - 1945 гг.». С книгой Вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Ломоносова, д. 100), в библиотеке «Открытие»  им. Л.И. Черняевой (ул. Комсомольская, д. 35), и в «Детско-юношеской библиотеке им. А.С. Пушкина» (пр. Ленина, д. 15)



Мосеев А.Е.

Пункт назначения – Молотовск

26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3, перекачавший на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту…  С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска – восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу № 402. Почти все суда, приходящие в Молотовский порт, имели ледовые повреждения. Они нуждались в срочном ремонте и получали его.

Полный текст опубликован в сборнике «Щит и меч Поморья». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Ломоносова, д. 100) и библиотеке «Кругозор» (пр. Бутомы, д. 7).



Мосеев А.Е.
Место встречи – Интерклуб

«А что происходило в Молотовском интерклубе?.. Обратимся к рассказу очевидца, Лидия Черняева – первый библиотекарь города, ныне почетный гражданин Северодвинска: «На первом этаже Клуба строителей располагалась контора интерклуба. Еще в 1938 году туда завезли старинную мебель, зеркала и бархатные портьеры для приема важных персон. Вот и сгодилось ныне. Там заправляла переводчица Вера из Архангельского педагогического института. А я заходила туда изредка из любопытства, так как уже была замужем. На первом этаже в зале показывали фильмы. Союзники курили прямо там. У нас так было не принято, и мы удивлялись. Но никто не хамил. После сеанса сдвигали стулья по стенкам и крутили пластинки (например, «Цветут фиалки, ароматные цветы») до наступления комендантского часа. Вальс, фокстрот, танго. На начальном этапе ни буфета, ни ресторана в клубе не было. Мы жили бедно, голодно, одевались плохо, поэтому танцевать ходили неохотно».

Полный текст опубликован в книге А.Е. Мосеева «Крокисты» против союзников. Архангельская контрразведка в период ленд-лиза». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17).




Северодвинский поэт Сергей Бобырев написал проникновенное стихотворение, посвященное северным конвоям. Поэт работает электромонтером на предприятии «Звездочка». Пишет стихи и песни, которые исполняет под гитару. Публиковался в литературном вестнике Северодвинска «Букет шиповника», сборниках «Чибис у дороги» и «Золотое колесо».

Северный конвой

В ледяной глубине,
От земли вдали,
О прошедшей войне – 
Помнят корабли.

Помощь к ним не придет,
Курс не взять домой.
Вне времен, вне широт – 
Держит путь конвой.

На телах их лежат
Шрамы страшных ран,
Их покой бережет
Грозный океан…

Полный текст стихотворения опубликован в сборнике «Город мой молодой». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шмигельский Л. Г.
Молотовск и война в Арктике

Четыре сухогруза беломорской группы каравана JW-51А: «Ричард Блэнд», «Ричард Бассет», «Оремар» и «Вест Готомск» доставили в Молотовск 26 967 тонн груза, из них 2098 тонн вооружения и боеприпасов. Наливной груз танкера, ставшего под разгрузку к нефтепирсу, составлял около 8000 тонн.
Разгрузка этих судов еще продолжалась, когда 6-7 января в Молотовск были приведены 4 сухогрузных транспорта и один танкер беломорской группы следующего каравана JW-51В. Пятый сухогруз, новый (постройки 1940 г.) британский транспорт «Эмпайер Арчер», на котором находился коммодор конвоя капитан Р.А. Мелвиш из Королевского флота Индии, удалось поставить на Экономию. На американских транспортах «Пуэрто Рикан», "»Ральф У. Эмерсон», «Честер Валли» и «Дж. Майерс» находилось 25 769 тонн груза, на танкере - около 8000 тонн нефтепродуктов. В этот раз в Молотовск было доставлено очень много автомашин (792 шт.), а также 73 танка, 38 истребителей и 8 бомбардировщиков. Больше всех автомашин находилось на борту транспорта «Дж. Майерс» (376 шт.).

Полный текст статьи опубликован в сборнике «Война в Арктике» (1939-1945 гг.)». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100) и библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).




Шмигельский Л. Г.
Молотовск и война в Арктике

«Сжатую характеристику по строительству Молотовского порта дал его главный инженер А.Н. Старшов в газете Северного государственного морского пароходства (СГМП) «Моряк Севера», не называя при этом секретного города Молотовска: «Энский порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальными трудностями…». Трудно добавить что-либо к такому свидетельству непосредственного участника событий. Переоценить результаты и значение проделанной работы с точки зрения обеспечения доставки важнейших грузов фронту просто невозможно».

Полный текст статьи опубликован в сборнике «Архангельск и его торговый порт». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100).



Химаныч О. Б.
Закрытый порт Молотовск

«Не лучшим оказалось положение и на Молотовских причалах. Из-за сильных морозов и нераспорядительности портовых служб резко замедлилась перекачка нефтепродуктов с английских танкеров. Более того, случился даже разлив топлива…  В условиях военного времени, все происшедшее сотрудниками НКВД могло быть расценено не иначе, как вредительство и саботаж. Это, к счастью, понимали и… наши союзники. Они искренне сочувствовали работникам Молотовского порта».

Полный текст статьи опубликован в «Книге памяти: 50-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шмигельский Л. Г.
Молотовский завод №402 и северные конвои

«С начала войны по 1944 год включительно Молотовский порт принял 794 тысячи тонн импорта, а за всю войну – не менее 850 тысяч тонн, то есть почти 43% от общего количества в 2 миллиона тонн груза по ленд-лизу, прошедших через все участки Архангельского порта. Именно в этом состоит основной вклад Молотовска в победу советского народа над фашистской Германией».

Полный текст статьи опубликован в сборнике «Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Выпуск 3». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48),  «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шмигельский Л. Г.
Порт-боец
«Много грузов приходилось оттаскивать от судов на металлических санках, изготовленных тут же, в порту: два человека спереди, один сзади везли такие сани. Преобладал ручной труд. Из 25 тысяч тонн груза, переработанных портом в 1941 году, только для 4 тысяч тонн были использованы механизмы.
Работать приходилось круглосуточно в 2 смены по 12 часов в холодных трюмах, на берегу при морозе минус 30 градусов, при снежных зарядах, на колючем ветру. Да ещё ходить в порт и обратно строем за 6-7 километров!».

Полный текст очерка опубликован в историко-просветительском издании «Северодвинск. Испытание на прочность». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),  «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Северные конвои и г. Молотовск (Северодвинск)

«Первым иностранным судном, ставшим к причалу Молотовска 26 ноября 1941 года, стал английский танкер «Сант Амброзио.
Без Молотовского порта и завода 402 было невозможно обойтись. Пример: все суда каравана PQ-6, пришедшего 23 декабря 1941 года, ввиду суровых зимних условий пришлось разгружать в Молотовске. Вспомним, что самой печальной в истории северных конвоев была судьба каравана PQ-17: из 35 судов каравана до северных портов дошло только 11. Для некоторых из уцелевших кораблей пристанищем стал Молотовск».

Полный текст статьи опубликован в книге «Союзные конвои на Севере России». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию.