Книги



Баёв, Е. И.
Поморье в истории России: в 2 частях

Северный морской путь служил Родине всю войну. Японские подводники засекли движение большого конвоя с военными грузами под проводкой ледоколов и боевых кораблей через Берингов пролив. В 1942 г. японское правительство сообщило Гитлеру, что Северным морским путем через Берингов пролив на запад вышел большой конвой из 19 груженых судов с военными грузами под проводкой четырех ледоколов и под охраной четырех боевых кораблей. Фашистское морское командование, получив от союзной Японии столь ценную информацию, разработало операцию «Вундерланд» - «Страна чудес» по уничтожению этого конвоя и разрушению инфраструктуры Севморпути. Нарушить судоходство по трассе Северного морского пути у фашистов было давней мечтой и они направили в Карское море вокруг мыса Желания на Новой Земле в качестве рейдера свой карманный линкор «Адмирал Шеер», которым командовал Вильгельм Верпенбокен, и «волчью» стаю из шести подводных лодок…

Полный текст опубликован в книге Е.И. Баёва «Поморье в истории России: в 2 частях». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100)



Химаныч О. Б.
Рожденный ленд-лизом

«До середины 1938 года возведение завода № 402 и объектов прилегающего к нему поселка велось наркоматом тяжелой промышленности СССР, и в составе Архсудостроя на то время числилось 15 532 человека. Однако с 1 августа грандиозную стройку в устье Северной Двины передали наркомату внутренних дел, и дальше все работы велись исключительно Управлением строительства № 203 с использованием труда заключенных. Ягринский исправительно-трудовой лагерь (Ягринлаг) входил в систему союзного ГУЛАГа НКВД … К идее создания в Молотовске морского порта обратились, лишь когда началась Великая Отечественная, и сооружать его начали в конце 1941 года на территории и акватории, принадлежавших заводу № 402…
Ещё одним свидетельством, что Молотовский порт полноценно принимал стратегические грузы от наших союзников, является регулярное посещение его крупнотоннажными судами, построенными в США, Великобритании и в Канаде…
Зимне-весенняя навигация 1945 года на Белом море уже не была столь напряженной, как прежние, поскольку транспортные конвои на своем пути в Атлантике не подвергались серьёзным атакам фашистского подводного флота и авиации…
Последний год войны Молотовский порт фактически встретил уже полностью построенным и достаточно оснащенным механизмами и транспортными средствами…».




Полный текст опубликован в книге О. Б. Химаныча «Рожденный ленд-лизом». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),«Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35),«Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шаверина Г. В.
Гулаг и Северные конвои 
(по материалам Ягринлага)

«В официальных источниках, в работах историков и краеведов недостаточно оценивается вклад заключенных многочисленных исправительно-трудовых лагерей и колоний Советского Союза в укрепление обороноспособности страны в годы Великой Отечественной войны. Ягринский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) не является исключением… Представители Архангельского и Молотовского участков порта и строительства № 203 2 февраля 1941 г. подписали акт, в котором был предусмотрен весь объем работ и перечень необходимых материалов для строительных работ в Молотовском порту… И тем не менее в сжатые сроки, в тяжелейших условиях порт был построен… 1 ноября 1942 г. закончены работы по постройке нового причального фронта протяженностью 415 метров. Причалы оборудованы 3-4 линиями железнодорожных путей, обеспечивающими как работу железнодорожных кранов, так и подачу, и уборку подвижного состава. С окончанием строительства новых причалов порт мог одновременно разгружать 7 больших кораблей…».


Полный текст опубликован в книге «Ленд-Лиз и Арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш»». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Dervish: грани памяти

«В годы Великой Отечественной войны действовали шесть участков Архангельского морского торгового порта, которые занимались приемкой судов со стратегическими грузами. Участок «Молотовск» принял больше половины грузов, шедших в Архангельский порт. Начальником портового участка был Михаил Фроимович Причерт, известный морской администратор, начинавший свою трудовую биографию простым грузчиком…
Говоря о Северодвинске-Молотовске, мы не забываем роль завода № 402, который позже получил название «Севмашпредприятие». Судостроение и ремонт в годы войны работали на полную мощь. И они сыграли очень большую роль в обеспечении и восстановлении его судов, прошедших этим тяжелым путем».

Боевой корабль в плавучем доке на заводе

№ 402, г. Молотовск

Полный текст опубликован в книге «Dervish: грани памяти». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35).




Суетин Б.П.

«ЛЕТОПИСЬ ГОРОДА СЕВЕРОДВИНСКА, 1936-2018 ГОДЫ»


1941 год
14 ноября
«Приказом начальника Архангельского морского торгового порта в соответствии с постановлением ГКО в г. Молотовске организован морской торговый порт. Начальником порта назначен Н.Т. Грищенко».
26 ноября
«К нефтепирсу Молотовского порта стал под разгрузку танкер «Сант-Амброзио» - первое иностранное судно, ставшее к причалам Молотовска».
 
1942 год
Июнь
«В Молотовск пришли два судна из каравана PQ-16 – американский транспорт «Алькоа Баннер» и британское судно – кран «Эмпайер Элгар»».
27-28 декабря
«В Молотовск пришли пять судов из каравана JW-51А: сухогрузы «Ричард Блэнд», «Ричард Бассет», «Оремар», «Вест Готомск» и один танкер. Это были последние суда союзников, пришедшие в Молотовск в 1942 году. Всего за 1942 год доставлено на транспортах 127366 тонн импортных грузов и 16244 тонны наливных грузов».
1945 год
10-17 июня
«В Молотовск пришли девять одиночных судов союзников – последние суда союзников времен Великой Отечественной войны».

Полный текст опубликован в книге историка-краеведа, главного конструктора  «ПО» Севмаш» Бориса Петровича Суетина «Летопись города Северодвинска, 1936-2018 годы». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а) «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26), Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15).




Скубенко И.
«СЕВЕРОДВИНСК 
ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ»

«Военно-экономическое сотрудничество с Великобританией и США развивалось в основном по линии ленд-лиза. Основной морской грузовой поток решено было доставлять в порт Молотовска…
Исключительно важное значение Молотовского торгового порта в период войны является, то, что он был единственным портом на севере России, способным работать круглосуточно, обладающим самыми глубокими причалами и самым механизированным портовым оборудованием. По официальным данным Министерства морского флота СССР, более половины грузов (1070 тысяч тонн военной техники, вооружения, боеприпасов, стратегических материалов, что составляло 61% по Беломорскому региону) судов союзников, пришедших в Белое море, принял порт Молотовска». 


Полный текст опубликован в федеральном справочном издании «Города Победы II». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100).



Белый А.К.
Пункт назначения – Молотовск

«Порт начал сооружаться в конце 1941 года на территории и акватории, принадлежащих заводу № 402, уже в ноябре были сооружены нефтебазы для приема авиационного бензина с танкеров и для бункеровки мазутом судов и кораблей советского флота и союзников… В дальнейшем Молотовская нефтебаза станет единственным местом для приема нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море.
26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3, перекачавший на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту».

Полный текст опубликован в книге А.К. Белого «Архангельский Север: Архангельск и Молотовск в годы Великой Отечественной войны». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а) «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26), Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15).



Химаныч Олег Борисович

Сталинский "бандит" в Молотовске


«…Мысль о том, что фашисты не ведали, что представлял собой Молотовск до войны, чем он стал с ее началом, я исключаю полностью. Крупнейшая судоремонтная, производственная и энергетическая база на всем северном фланге нашей обороны, центр перевалки поставок ленд-лиза, единственный пункт перекачки всех видов наливных грузов из танкеров, порт отстоя советского ледокольного флота мобилизованной Арктики... Немецкая разведка с ее отлаженной организацией, возможностями, без сомнения, все это знала. А потому у любого, кто всерьез обращался к истории Молотовска военной поры, непременно напрашивался вопрос: что предпринимали фашисты для поражения такой масштабной стратегической цели, какой являлся Молотовск?..»

Полный текст опубликован в книге О. Химаныча «Сталинский "бандит" в Молотовске». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя, в библиотеках:  ДЮБ им. Пушкина, «Бестселлер», «Кругозор» и «Мир знаний».



Супрун М.Н.
Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.

«… 5 ноября командование Кригсмарине снарядило целую рейдовую группу в составе тя­желого крейсера «Адмирал Хиппер», эсминцев «Ф. Экхольдт», «Р. Бейтцен», 2-27, 2-30 под общим командованием вице-ад­мирала О. Куммеца (операция «Хоффнунг» - «Надежда»). В ре­зультате из 13 отправленных в октябре-ноябре из Исландии судов дошли до Молотовска и Мурманска лишь пять. Четыре были потоплены, один поврежден и три были вынуждены вер­нуться».




Полный текст опубликован в книге М.Н. Супруна «Ленд-лиз и северные конвои, 1941 - 1945 гг.». С книгой Вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Ломоносова, д. 100), в библиотеке «Открытие»  им. Л.И. Черняевой (ул. Комсомольская, д. 35), и в «Детско-юношеской библиотеке им. А.С. Пушкина» (пр. Ленина, д. 15)



Мосеев А.Е.

Пункт назначения – Молотовск

26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3, перекачавший на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту…  С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска – восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу № 402. Почти все суда, приходящие в Молотовский порт, имели ледовые повреждения. Они нуждались в срочном ремонте и получали его.

Полный текст опубликован в сборнике «Щит и меч Поморья». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Ломоносова, д. 100) и библиотеке «Кругозор» (пр. Бутомы, д. 7).



Мосеев А.Е.
Место встречи – Интерклуб

«А что происходило в Молотовском интерклубе?.. Обратимся к рассказу очевидца, Лидия Черняева – первый библиотекарь города, ныне почетный гражданин Северодвинска: «На первом этаже Клуба строителей располагалась контора интерклуба. Еще в 1938 году туда завезли старинную мебель, зеркала и бархатные портьеры для приема важных персон. Вот и сгодилось ныне. Там заправляла переводчица Вера из Архангельского педагогического института. А я заходила туда изредка из любопытства, так как уже была замужем. На первом этаже в зале показывали фильмы. Союзники курили прямо там. У нас так было не принято, и мы удивлялись. Но никто не хамил. После сеанса сдвигали стулья по стенкам и крутили пластинки (например, «Цветут фиалки, ароматные цветы») до наступления комендантского часа. Вальс, фокстрот, танго. На начальном этапе ни буфета, ни ресторана в клубе не было. Мы жили бедно, голодно, одевались плохо, поэтому танцевать ходили неохотно».

Полный текст опубликован в книге А.Е. Мосеева «Крокисты» против союзников. Архангельская контрразведка в период ленд-лиза». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17).




Северодвинский поэт Сергей Бобырев написал проникновенное стихотворение, посвященное северным конвоям. Поэт работает электромонтером на предприятии «Звездочка». Пишет стихи и песни, которые исполняет под гитару. Публиковался в литературном вестнике Северодвинска «Букет шиповника», сборниках «Чибис у дороги» и «Золотое колесо».

Северный конвой

В ледяной глубине,
От земли вдали,
О прошедшей войне – 
Помнят корабли.

Помощь к ним не придет,
Курс не взять домой.
Вне времен, вне широт – 
Держит путь конвой.

На телах их лежат
Шрамы страшных ран,
Их покой бережет
Грозный океан…

Полный текст стихотворения опубликован в сборнике «Город мой молодой». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шмигельский Л. Г.
Молотовск и война в Арктике

Четыре сухогруза беломорской группы каравана JW-51А: «Ричард Блэнд», «Ричард Бассет», «Оремар» и «Вест Готомск» доставили в Молотовск 26 967 тонн груза, из них 2098 тонн вооружения и боеприпасов. Наливной груз танкера, ставшего под разгрузку к нефтепирсу, составлял около 8000 тонн.
Разгрузка этих судов еще продолжалась, когда 6-7 января в Молотовск были приведены 4 сухогрузных транспорта и один танкер беломорской группы следующего каравана JW-51В. Пятый сухогруз, новый (постройки 1940 г.) британский транспорт «Эмпайер Арчер», на котором находился коммодор конвоя капитан Р.А. Мелвиш из Королевского флота Индии, удалось поставить на Экономию. На американских транспортах «Пуэрто Рикан», "»Ральф У. Эмерсон», «Честер Валли» и «Дж. Майерс» находилось 25 769 тонн груза, на танкере - около 8000 тонн нефтепродуктов. В этот раз в Молотовск было доставлено очень много автомашин (792 шт.), а также 73 танка, 38 истребителей и 8 бомбардировщиков. Больше всех автомашин находилось на борту транспорта «Дж. Майерс» (376 шт.).

Полный текст статьи опубликован в сборнике «Война в Арктике» (1939-1945 гг.)». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100) и библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).




Шмигельский Л. Г.
Молотовск и война в Арктике

«Сжатую характеристику по строительству Молотовского порта дал его главный инженер А.Н. Старшов в газете Северного государственного морского пароходства (СГМП) «Моряк Севера», не называя при этом секретного города Молотовска: «Энский порт вырос в небывало короткий срок в условиях суровой северной зимы. Строители порта столкнулись с колоссальными трудностями…». Трудно добавить что-либо к такому свидетельству непосредственного участника событий. Переоценить результаты и значение проделанной работы с точки зрения обеспечения доставки важнейших грузов фронту просто невозможно».

Полный текст статьи опубликован в сборнике «Архангельск и его торговый порт». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100).



Химаныч О. Б.
Закрытый порт Молотовск

«Не лучшим оказалось положение и на Молотовских причалах. Из-за сильных морозов и нераспорядительности портовых служб резко замедлилась перекачка нефтепродуктов с английских танкеров. Более того, случился даже разлив топлива…  В условиях военного времени, все происшедшее сотрудниками НКВД могло быть расценено не иначе, как вредительство и саботаж. Это, к счастью, понимали и… наши союзники. Они искренне сочувствовали работникам Молотовского порта».

Полный текст статьи опубликован в «Книге памяти: 50-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах:  «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шмигельский Л. Г.
Молотовский завод №402 и северные конвои

«С начала войны по 1944 год включительно Молотовский порт принял 794 тысячи тонн импорта, а за всю войну – не менее 850 тысяч тонн, то есть почти 43% от общего количества в 2 миллиона тонн груза по ленд-лизу, прошедших через все участки Архангельского порта. Именно в этом состоит основной вклад Молотовска в победу советского народа над фашистской Германией».

Полный текст статьи опубликован в сборнике «Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Выпуск 3». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48),  «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Шмигельский Л. Г.
Порт-боец
«Много грузов приходилось оттаскивать от судов на металлических санках, изготовленных тут же, в порту: два человека спереди, один сзади везли такие сани. Преобладал ручной труд. Из 25 тысяч тонн груза, переработанных портом в 1941 году, только для 4 тысяч тонн были использованы механизмы.
Работать приходилось круглосуточно в 2 смены по 12 часов в холодных трюмах, на берегу при морозе минус 30 градусов, при снежных зарядах, на колючем ветру. Да ещё ходить в порт и обратно строем за 6-7 километров!».

Полный текст очерка опубликован в историко-просветительском издании «Северодвинск. Испытание на прочность». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),  «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).



Северные конвои и г. Молотовск (Северодвинск)

«Первым иностранным судном, ставшим к причалу Молотовска 26 ноября 1941 года, стал английский танкер «Сант Амброзио.
Без Молотовского порта и завода 402 было невозможно обойтись. Пример: все суда каравана PQ-6, пришедшего 23 декабря 1941 года, ввиду суровых зимних условий пришлось разгружать в Молотовске. Вспомним, что самой печальной в истории северных конвоев была судьба каравана PQ-17: из 35 судов каравана до северных портов дошло только 11. Для некоторых из уцелевших кораблей пристанищем стал Молотовск».

Полный текст статьи опубликован в книге «Союзные конвои на Севере России». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию.