«На морских дорогах»
Сначала мы, комиссия из пятнадцати человек, поехали в Северодвинск. Добирались на каком-то речном пароходике. Встретил нас и давал пояснения главный инженер строительных работ Цесарский — высокий, представительный.
Что мы увидели? Два временных причала с достаточными глубинами, третий
готовился. Еще никакой механизации. Городок был очень непривлекателен:
деревянные бараки, узкие мостки через болото. В нескольких каменных домах
располагались управление строительством, маленькая гостиница, столовая.
Поблизости от этих мест на Никольском рукаве Двины когда-то стоял
древний монастырь. К нему в 1553 году приплыл первый английский корабль под
командой Ченслера, который заметил на беломорских берегах главы монастырского
храма. Отсюда же шла зимняя дорога по льду в Холмогоры. Время почти разрушило здание
монастыря.
Руководители строительства, показывая нам план будущего города,
говорили: здесь лягут улицы, здесь встанет трехэтажный универмаг, там будет
клуб, ресторан… Война войной, но люди здесь, как и на всей советской земле,
смотрели вперед. Мы отметили для себя: в случае необходимости в порту можно
построить дополнительные причалы для приема транспортов…
Северодвинск же, расположенный в каких-нибудь 20 милях на юго-запад от
Экономии, доступен для навигации всю зиму благодаря устойчивому разводью. И еще
одно немаловажное обстоятельство: в Северодвинск предполагалось в самом
ближайшем времени проложить постоянную железнодорожную ветку, и тогда грузы без
задержки пойдут из трюма парохода на фронт…
Итак, будем принимать союзные караваны в Северодвинске, если аванпорт
Экономию закроют льды.
Дальнейшие события показали правильность этого решения».
Полный текст опубликован в книге К. С. Бадигина «На
морских дорогах: записки капитана». С ней вы можете ознакомиться в Центральной
библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеской библиотеке (Ленина, 15),
Бестселлер (Юбилейная, 57а) «Кругозор»
(Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35),
«Книжная гавань» (К. Маркса, 26).
«Не остуди свою память»
«Ленд-Лиз через Молотовский порт»
«Молотовский
морской торговый порт стратегического назначения в системе военно-транспортных
операций образован решением СНК СССР и ГКО в сентябре -ноябре 1941 года.
Возводился на участке недостроенных причалов, в западной части завода № 402
силами заключенных Ягринлага под техническим руководством С.Г. Цесарского. За
три года были сооружены основные объекты порта: причальная линия длиной 1 км.,
пирс с нефтебазой и бункерами для угля, склады 6 км. Железнодорожного пути,
краны, служебные и жилые помещения…
Наряду с портом Архангельска Молотовский порт взял на себя заботу по приемке и выгрузке союзнических караванов судов. Через Атлантику в Мурманск и Архангельск по договору со странами антигитлеровской коалиции – Англией и США – шли сюда транспорты с вооружением, боеприпасами, продовольствием…
За годы
войны Молотовский порт принял по Беломорскому региону 61% грузов союзников, что
составляет свыше 430 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, стратегических
материалов, продовольствия».
Полный текст опубликован в книге «Не остуди свою память». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Гнездышко» (Ломоносова, 100), «Открытие» (Комсомольская, 35).
Завод № 402 к этому времени стал превращаться в крупнейшую судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере.
Ремонт иностранных судов был приравнен к выполнению военных заказов. Проходил он, как правило, в порту во время проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Отдаленность и отсутствие в порту ремонтной базы вызывали немало трудностей. У завода не было транспорта для доставки людей и материалов. Эти обстоятельства вынудили директора
С.
А. Боголюбова в апреле 1943 года обратиться со специальным письмом к
заместителю председателя СНК СССР и члену ГКО А.И. Микояну, ответственному за
перевозки грузов по ленд-лизу. Ставились вопросы о создании в порту специальной
судоремонтной мастерской, обеспечении завода трубами, цветными металлами и
другими материалами, необходимыми при ремонте иностранных судов. Кроме того,
директор просил А.И. Микояна обязать порт выделить автомашину и горючее для
доставки рабочих в порт, а также предоставить заводу фонд дополнительного продовольствия.
Просьба С.А. Боголюбова была удовлетворена.
Полный
текст опубликован в книге «Триумф и … пропасть Сергея Боголюбова». С ней вы
можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100),
в библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).
Только в
Молотовском порту в этом районе Белого моря действовала нефтебаза, принимавшая
нефтегрузы с танкеров караванов, в том числе и остро необходимый фронту
высокооктановый авиационный бензин. Её временные сооружения были созданы
заводом № 402 уже в октябре-ноябре 1941 года по личному указанию
уполномоченного ГКО контр-адмирала И. Д. Папанина.
Механизированная
бункерная угольная установка Молотовского порта обслуживала ледокольный флот,
все действующие суда которого в разное время в составе Управления беломорскими
ледовыми операциями (УБЛО) обеспечивали проводку судов караванов через льды
Белого моря.
Ледоколы и
ледокольные суда имели в Молотовске постоянное место базирования. Завод № 402
осуществлял вооружение и довооружение, а также преднавигационный и
аварийно-восстановительный ремонт этих судов.
Исключительное
значение имело то обстоятельство, что глубина морского канала и акватории
Молотовского порта позволяла принимать суда с осадкой до 28 футов включительно
(8,54 м), что было невозможно для Архангельского порта. Для этого пришлось
вынуть свыше 6 млн кубометров грунта. Поэтому с глубокосидящих судов типа «Либерти»
в Молотовске снималось 35-40 процентов грузов, после чего «Либерти» шли для
окончательной разгрузки в Архангельск. За время войны подобная операция была
проделана с 62 транспортами.
Молотовский порт включался в работу постепенно, по мере строительства. И уже с 1943 года взял на себя основной объём обработки судов беломорских караванов…
Полный текст
опубликован в книге Л. Г. Шмигельского «История Поморского края: очерки,
статьи, заметки». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им.
Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеская библиотека им.
А.С. Пушкина (Ленина, 15), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы,
7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие»
(Комсомольская, 35),«Книжная гавань» (К. Маркса, 26).
Уильям Жеру
«Корабли-призраки: подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой»
Был вечер 4 июля 1942 года, около половины десятого, хотя время для экипажей особого значения не имело, ведь в июле арктическое солнце никогда не заходит. Конвой находился менее чем в 1300 км от Северного полюса. Ранее в тот день американские суда, составлявшие ядро конвоя, отметили День независимости, подняв среди тумана новенькие звездно-полосатые флаги. Вскоре после этого союзнические военные корабли, защищавшие конвой, отбили атаку 23 немецких торпедоносцев. Три корабля были потоплены, но моряки не сомневались, что победа осталась за ними, и посчитали случившееся добрым знаком: они доберутся до СССР живыми! Еще не стихли поздравления, когда начались новые трудности…»
Полный текст опубликован в книге У. Жеру «Корабли-призраки: подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), она представлена в отделе Социально-экономической литературы.
«… В связи с вводом в эксплуатацию района Экономия и Северодвинского порта возникла необходимость в новых квалифицированных кадрах. И по распоряжению Народного комиссариата морского флота в декабре 1941 года из Одессы на Север прибыла большая группа портовиков, которая была направлена в Северодвинск.
С окончанием строительства причалов и проведением дноуглубительных работ Северодвинск стал главным районом Архангельского порта для приема судов типа «Либерти» и «Эмпаеры». Все караваны в последующем проходили через Северодвинский порт, где с судов снималась часть груза, что давало им необходимую осадку для прохода в Архангельск.
…Много внимания уделяли деятельности порта первый секретарь областного комитета ВКП(б) Г. П. Огородников и секретарь обкома А. С. Буданов, а также секретари Архангельского и Северодвинского горкомов партии П. В. Минин и И. А. Плюснин».
Полный текст опубликован в книге «Северяне – победе: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: Детско-юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина (Ленина, 15), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35).
Папанин И. Д.
«Лед и пламень»
«Город [Архангельск] располагался на правом берегу реки. Близ его центра находился ещё один портовый участок — Красная пристань. Он обслуживал только пассажирские пароходы и катера пригородного сообщения. Второй основной район порта находился в устье Северной Двины и назывался Экономия. Это была перевалочная база для лесоматериалов. Здесь грузился лес на морские суда. Железнодорожной связи с Экономией не было. И наконец, важный район порта находился уже на берегу Двинского залива, там, где позднее вырос город Северодвинск…
… Я собрал специалистов, мы обсудили перспективы развития Северодвинского порта, была послана докладная записка в вышестоящую инстанцию. Как всегда бывало в таких случаях, вопрос решился очень быстро, и в марте 1942 года началось строительство Северодвинского порта. Строительные работы были возложены на строительную организацию, которую возглавлял Семён Григорьевич Цесарский.
Тогда, в 1942 году, Цесарский со свойственным ему умением строил Северодвинский порт, и уже летом 1942 года задание Комитета Обороны было выполнено. Было выстроено 6 новых причалов, угольный пирс со складской площадкой для угля, на все причалы были проложены железнодорожные пути в две колеи, а также сеть путей в тылу причалов. Были также построены склады и складские площадки, проложен водопровод, выстроены служебные и производственные здания. Большое внимание мы уделяли механизации этого района порта. В результате во время разгрузки судов здесь работало одновременно уже по 15 —17 кранов разных типов.
Эту работу штаб всё время держал под особым наблюдением, так как от работ в Северодвинске во многом зависел успех всех операций: американские корабли, которые направлялись для разгрузки в Бакарицу, приходилось предварительно частично разгружать в Северодвинске, чтобы уменьшить их осадку…
…Хороший коллектив был в Северодвинском порту, основу которого составили портовики-черноморцы, эвакуированные из Одессы. Возглавил район порта Михаил Причерт, вносивший в работу своего коллектива одесский огонёк и всегда бодрое настроение. А это было немаловажно в то тяжёлое время…»
Полный текст опубликован в книге И. Д. Папанина «Лед и пламень». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48).
«В середине сентября 1942 года ожидалось прибытие большого каравана судов. Под давлением общественного мнения Черчилль был вынужден отправить 2 сентября в Советский Союз конвой PQ-18. 40 транспортов и 37 боевых кораблей конвоя PQ-18, подвергаясь почти непрерывным атакам противника, двигались в Белое море.
19 сентября суда и корабли охранения конвоя PQ-18 стали на якорь у острова Мудьюг. В пути конвой потерял 13 транспортов…
Архангельский порт впервые столкнулся с необходимостью обработки такого большого количества судов, какое пришло с конвоем PQ-18. Их было 27. Но проведенная реконструкция основных участков порта, а также введение в строй Молотовского района позволили успешно справиться с этой задачей.
Под разгрузку одновременно стали 19 транспортов. Пять из них принял Молотовск, новые причалы которого были впервые задействованы с полной нагрузкой.
Закипела круглосуточная работа. Это был тяжелый, напряженный труд. Рабочая смена длилась 12 часов.
Плавучий кран высоко поднимал над палубой судна американские средние танки «М4» (вес 35 тонн), английские тяжелые танки «Черчилль» (вес 45 тонн) и, пронеся их над судном, опускал на причал. Здесь они попадали в руки наших военных приемщиков и после небольшой «разминки» по причалу своим ходом поднимались на железнодорожные платформы. Сформированный эшелон уходил от беломорского берега на фронт.
Выгружались большие ящики с крыльями английских истребителей «Харрикейн» и «Киттихаук», американских «Аэрокобр». Фюзеляжи с моторами в специальной обертке осторожно устанавливались на прицепы тягачей. Все это доставлялось на сборочный пункт, который, как вспоминают старожилы города, находился в районе улиц Гагарина и Воронина (на территории ВТУЗа и «морского городка»). Отсюда самолеты улетали на фронтовые аэродромы…»
За всеми этими
цифрами сухих статистических отчетов стоят людские судьбы.
Технику требовалось
не только разгрузить, но и собрать, проконтролировать работу всех механизмов,
проконсультировать, а когда надо – и обучить русских специалистов.
В Архангельске открылась Британская
военно-морская миссия, штаб которой располагался на ул. Пролеткульта (ныне ул.
Попова), дом 16. В этом особняке, к сожалению, не сохранившемся до наших дней,
когда-то размещалось даже норвежское консульство.
В Молотовске дипломатическое представительство располагалось в коттедже, выстроенном до войны для заводского начальства, на ул. Парковой, 13. Первоначальный состав постоянных сотрудников миссии с 15 человек уже к январю 1942 года увеличился до 80…».
Полный
текст опубликован в книге О. В. Голубцовой «Любовь по ленд-лизу». С ней вы
можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100),
в библиотеках: Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15),«Бестселлер» (Юбилейная, 57а), «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний»
(Победы, 48), «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35),
сельская библиотека (село Нёнокса), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26).
Термины «Дервиш», конвои, ленд-лиз еще не были в ходу, они выплывут из анналов истории и войдут в наш обиход много позднее, когда постепенно начнет сползать пелена секретности с событий тех лет, и мы узнаем, чего и сколько привезли нам союзники.
В Молотовске же военной поры на слуху было слово караваны. Дата их прибытия считалась секретом. Но какой уж тут мог быть секрет. Жители города от мала до велика узнавали о прибытии судов даже по чисто внешним признакам. На городском рынке и на «толкучках» появлялись американские сигареты, шоколад, тушенка, жевательная резинка. Заполнялись магазинные полки, и начиналось отоваривание продовольственных карточек. Да что там говорить о внешних признаках, когда прямо на городских улицах разгуливали «комрады» - американские матросы, английские военные моряки.
Из окна квартиры мне было часто видно, как сюда, к развилке, мощные «Студебеккеры» подвозили английских и американских матросов, идущих в увольнение, шумной толпой растекающихся затем по городу. Отсюда в означенное время те же грузовики увозили их обратно в порт…».
В нашу гавань заходили корабли. Легендарные моряки Севера
Первыми своими распоряжениями капитан Хромцов организовал бригады из числа моряков экипажа, чтобы срочно заменить мобилизованных судоремонтников.
В конце августа 1941 года ледокол отправился на Севморпуть, чтобы участвовать в знаменитых аварийных работах по спасению ледокольного парохода «Садко», севшего на необозначенную на картах отмель у островов Известий ЦИК. Это многим известная трагическая эпопея!
К началу зимы «Ленин» проследовал в Архангельск. Именно на его, по сравнению с другими ледоколами, — мелкосидящего и маневренного — пала тяжёлая обязанность работать с судами союзных и внутренних конвоев, прибывавших на внешний Северо-Двинский рейд. Снимки корабля в войну, какие доводилось видеть, сделаны, когда он появлялся в Архангельске, а вот фото его в Молотовском порту не попадалось — возможно, оттого, что здесь такие съёмки не разрешали.
Очень трудная навигация морозной зимы 1941-1942 годов успешно завершилась в апреле. В июле ледокол ушёл из Молотовска с первым внутренним арктическим конвоем. Работать ему пришлось очень далеко — Тикси, Амбарчик, Анадырь. Только к началу новой зимы «Ленин» вернулся — опять в Молотовск. Здесь снова работа на союзные конвои, прибывающие в Белое море. Вообще в судовых журналах «Ленина» (они имеются в областном архиве) Молотовск присутствует часто, в том числе и в связи с устранением мелких поломок и учебными стрельбами.
Подсчитано, только за две военных навигации «Ленин» провёл во льдах 267 судов!..».
Полный текст опубликован в книге О. Б. Химаныча «В нашу гавань заходили корабли. Легендарные моряки Севера». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100) и в библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).
Глушков Д.
С.
Химаныч О. Б.
Боевой
корабль в плавучем доке на заводе |
Полный текст
опубликован в книге «Dervish: грани памяти». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке
им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор»
(Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35).
14 ноября
«Приказом начальника Архангельского морского торгового порта в соответствии с постановлением ГКО в г. Молотовске организован морской торговый порт. Начальником порта назначен Н.Т. Грищенко».
26 ноября
«К нефтепирсу Молотовского порта стал под разгрузку танкер «Сант-Амброзио» - первое иностранное судно, ставшее к причалам Молотовска».
Июнь
«В Молотовск пришли два судна из каравана PQ-16 – американский транспорт «Алькоа Баннер» и британское судно – кран «Эмпайер Элгар»».
27-28 декабря
«В Молотовск пришли пять судов из каравана JW-51А: сухогрузы «Ричард Блэнд», «Ричард Бассет», «Оремар», «Вест Готомск» и один танкер. Это были последние суда союзников, пришедшие в Молотовск в 1942 году. Всего за 1942 год доставлено на транспортах 127366 тонн импортных грузов и 16244 тонны наливных грузов».
1945 год
10-17 июня
«В Молотовск пришли девять одиночных судов союзников – последние суда союзников времен Великой Отечественной войны».
Полный текст опубликован в книге историка-краеведа, главного конструктора «ПО» Севмаш» Бориса Петровича Суетина «Летопись города Северодвинска, 1936-2018 годы». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а) «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26), Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15).
Химаныч Олег Борисович
Сталинский "бандит" в Молотовске
Пункт назначения – Молотовск
26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3, перекачавший на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту… С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска – восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу № 402. Почти все суда, приходящие в Молотовский порт, имели ледовые повреждения. Они нуждались в срочном ремонте и получали его.
Полный текст опубликован в сборнике «Щит и меч Поморья». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Ломоносова, д. 100) и библиотеке «Кругозор» (пр. Бутомы, д. 7).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии проходят предварительную модерацию.