пятница, 21 февраля 2020 г.


Буклет «PQ-QP СЕВЕРОДВИНСК (МОЛОТОВСК) в системе военно-транспортных операций Великой Отечественной 1941 - 1945 гг.» подготовлен под общей редакцией О. Б. Химаныча. Использованы материалы фотоархива кинообъединения «Чайка», а также личного архива О. Б. Химаныча. Художник - Э. Липницкая.


Авторы благодарят за содействие коллективы издательства «Северная неделя» и редакции газеты «Трудовая вахта».


PQ-QP

СЕВЕРОДВИНСК (МОЛОТОВСК)
в системе военно-транспортных операций Великой Отечественной 1941 - 1945 гг.

Долго, очень долго эта страница славной и трудной истории нашего города находилась под совершенно неразумным секретом. Ведь о подвиге северодвинцев в тылу Северного флота знали многие, многие рассказывали, лишь упоминания в печати запрещались. Об этой «сверхбдительности» сегодня приходится сожалеть, ибо наш Северодвинск оказался как бы отстраненным от истории Великой Отечественной, а роль его -  значительно приниженной.

В своих фильмах наше кинообъединение «Чайка» часто обращается к арктической тематике. И, конечно, мы сочли не вправе обойти вниманием один из самых драматичных эпизодов второй мировой войны - трансатлантические и трансарктические конвои. К ним Северодвинск (Молотовск) имел самое прямое отношение. Его порт всю войну принимал союзные караваны - как транспорты, так и корабли охранения. Советские, английские, американские, под другими флагами... Более того, к нашим причалам шли не просто отдельные корабли и суда конвоев, а большая их часть.
«Сначала мы, комиссия из пятнадцати человек, поехали в Северодвинск. Добирались на каком-то речном пароходике. Встретил нас и давал пояснения главный инженер строительных работ  Цесарский - высокий, представительный.
- Что мы увидели? Два временных причала с достаточными глубинами, третий готовился. Еще никакой механизации. Городок был очень непривлекательный: деревянные бараки, узкие мостки через болото. В нескольких каменных домах располагались управление строительством, маленькая гостиница, столовая...
Руководители строительства, показывая нам план будущего города, говорили: здесь лягут улицы, здесь встанет трехэтажный универмаг, там будет клуб, ресторан... Война войной, но люди здесь, как и на всей советской земле, смотрели вперед.» (Здесь и далее: К. С. Бадигин. На морских дорогах. М., 1978)
Первые операции по проводке конвоев из США и Англии в Россию проходили под кодовым названием «Дервиш». Позже, по предложению одного из штабных офицеров Британского Адмиралтейства, караваны, следовавшие к нам с запада, означались литерами РQ, а от нас на запад - QР. И хотя с конца 1942 года литеры оперативного кода сменились соответственно на Л\У и КА, в истории за трансатлантическими рейсами «закрепились» именно эти - РQ и QР.
Однако были еще и другие, о которых мы знаем меньше, но умолчать вообще - было бы неверно. Это конвои трансарктические - по Северному морскому пути... С Белого моря в Арктику - БА, в Белое море из Арктики - АБ, с Диксона на Дальний Восток - ДВ и в обратном направлении - ВД.
Проход крупнотоннажных транспортов к Архангельскому порту осложнялся малыми глубинами Березового бара. Поэтому порой суда союзников сначала частично разгружались в Молотовске, а затем, «подвсплыв», шли уже к причалам Архангельска. По той же причине глубокосидящие ледоколы и тяжелые военные корабли сопровождения не рисковали заходить далеко в устье Северной Двины. Правда, английским крейсерам «Нигерия» и «Лондон» (на последнем прибыли военные делегации союзников) летом 1941 года удалось продвинуться по речному руслу до Маймаксы.
Зима выявила и еще одно преимущество Молотовского порта.
«В первых числах октября (1941 г.) по вызову А. И. Микояна мы вместе с А. С. Будановым вылетели в Москву... Анастас Иванович встретил нас приветливо.
- Почему вы считаете на зиму Северодвинск более подходящим местом, чем аванпорт Экономия? - спросил Микоян, рассматривая привезенную нами карту. - Меня интересуют ледовые условия, остальное понятно.
- В зимнее время Березовый бар труднопроходим. Лед там наторашивает чуть не до дна, - отвечал Буданов.
- Хорошо, но ведь Северодвинский рейд расположен очень близко. Разве там лед не торосит?
-  Там припай, Анастас Иванович.
-  Что это?
- Лед примерзает к берегу. Он толстый и крепкий, поэтому его не ломает и не торосит...»
Для обеспечения военных операций на Белом и Баренцевом морях приказом командования от 2 августа 1941 года была сформирована Беломорская военная флотилия (первый командующий - контр-адмирал   М.М. Долинин). Штаб его разместился в Архангельске. Перед этим соединением ставились различные задачи: защита коммуникаций от рейдов быстроходных немецких эсминцев и подлодок, борьба с минной опасностью, отражение вражеских атак с воздуха. Но основная - обеспечение охраны и продвижения конвоев. Ведь путь их был полон опасностей. Если первым караванам завершить его удавалось без серьезных потерь, то с начала 1942 года корабли стали подвергаться массированным ударам авиации противника. Специально для перехвата судов немецкое командование сосредоточило в норвежских фьордах сильную группировку надводных кораблей...
Особенной дерзостью отличались рейды фашистских субмарин. Пользуясь слабостью противолодочной обороны нашего флота, вплоть до середины 1944 года немецкие подводные лодки, объединенные в «волчьи стаи», активно действовали на всем протяжении от Нордкапа до Диксона. Отдельные из них атаковали суда даже в Дальней Арктике - у архипелага Норденшелъда...
Корабли Беломорской флотилии базировались и в Молотовске. Отсюда выходили они на боевые задания, здесь из них формировались эскорты сопровождения.
«Северодвинск вырос и окреп. Он может принимать несколько судов одновременно. Поставлен мощный кран для выгрузки тяжеловесов. За лето 1942 года глубины в порту несколько увеличены. Один из причалов приспособлен для бункеровки ледоколов и пароходов углем. Все работы выполнены при крайнем напряжении сил».
Первый иностранный транспорт, прибывший в Молотовск, - танкер «Сант Амброзио» водоизмещением около 12 тысяч тонн. Судно под командой капитана Кента отшвартовалось здесь 26 ноября 1941 года. К слову, из-за отсутствия на Бакарице и Экономии нефтеналивных емкостей, все танкеры, как наши, так и союзников, разгружались именно в Молотовске... В разгар первой военной зимы здесь уже стояла целая транспортная флотилия англичан, американцев и панамцев; «Эмпайер Стивенсон», «Эмпайер Метеор», «Сант-Клиэрс», «Чамплей», «Эмпайер Мейвис», «Маунт Эванс», «Элона», «Эксплоэр», «Эль Океан». Причем, три последних судна вообще остались на зимовку в связи с тяжелой ледовой обстановкой на Белом море...
К середине декабря, например, в Белом море оказались зажатыми не только суда конвоя РQ-5, но еще 10 советских транспортов, 4 вспомогательных судна, четыре тральщика и сторожевой корабль. Часть из них позже все-таки пробилась к чистой воде Баренцева моря, а остальных привел в Молотовск и Архангельск ледокол «Ленин». При этом несколько пароходов получили серьезные повреждения в столкновениях со льдами. Например, на «Бурее» было сломано 8 шпангоутов, вышли из строя руль и винт. Пароход ремонтировался в Молотовске... Впрочем, как и ледокол «Микоян», подорвавшийся на мине вблизи Канина... И ледокол «Сталин»...
«15 января 1942 года во льдах Белого моря (у острова Сосновец) ледокол «Сталин» принимал уголь с парохода «Правда». Внезапно появившийся бомбардировщик, пролетев на высоте 40-50 метров, сбросил четыре бомбы. Три мимо, а одна попала в середину корпуса ледокола... У нас - четверо убитых и одиннадцать раненых.
Корабль получил 102 мелких и крупных повреждения и на несколько суток вышел из строя. В Северодвинск он прибыл только 26 января да еще два месяца находился в ремонте...»
Ледовым проводкам транспортных караванов в период Великой Отечественной нет равных в истории мирового мореплавания. В Молотовске в эти годы волею обстоятельств работал почти весь наш ледокольный флот, овеянный славой первопроходцев Арктики: линейные ледоколы «Красин», «Ленин», «Сталин», ледорез «Федор Литке». С Черного моря, через Индийский, Атлантический. Тихий океаны и по Севморпути пришел «Микоян». За ним с Дальнего Востока - «Каганович». Позже, в разгар сражений на Волге, с очередными конвоями на подмогу к нам прибыли ледоколы-«иностранцы», предоставленные союзниками по ленд-лизу - «Монткальм» и «Северный ветер»... Начало войны встретили в Белом море и орденоносные ледокольные пароходы «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков»...
Курс к створам Молотовского порта прокладывали известные полярные капитаны - Ю.Н. Хлебников, П.А. Пономарев, Н.И. Хромцов, Э.Г. Румке, И.Ф. Котцов, А.С. Гидулянов, а в Штабе управления Беломорскими ледовыми операциями командовали призванные из запаса М. П. Белоусов и К. С. Бадигин...
Остался Молотовск и в биографии Героя Советского Союза полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Именно он, как уполномоченный Государственного комитета обороны, занимался срочной перестройкой работы Архангельского и Молотовского портов на военный лад.
«В Северодвинске разгуливал морской ветер со снегом. Порт полон иностранными транспортами. Танки, самолеты в разобранном виде, продовольствие, взрывчатка громоздились на причалах. Поезда, отвозившие из Северодвинска грузы, отходили непрерывно, и все же хотелось ускорить, ускорить...
Все как будто сделано. Грузчикам обещана премия за досрочную выгрузку - небольшая добавка к продовольственному пайку. Время все еще тяжелое, голодное, и каждые сто граммов хлеба имели значение».    Стойкости и мужеству северодвинцев тех лет мало еще воздано. И написано о них очень мало... Между тем с Молотовском связаны многие эпизоды военной драмы в Арктике...
Рассказывают, что в голодную зиму 1941 года среди работающих на выгрузке продовольствия участились кражи... Люди были крайне истощены и только потому решались на столь серьезный проступок в условиях военного времени. Даже самые жестокие репрессии тут не смогли бы помочь. Тогда по совету А. И. Микояна (он постоянно курировал работы в Молотовске) близ сходней поставили ящики с печеньем и «сгущенкой». Каждый, возвращаясь на борт за новым грузом, мог на ходу съесть пару галет и сделать глоток молока... Кражи тотчас прекратились...
Летним днем 1944 года из Молотовска ушел пароход «Марина Раскова». В конвое с двумя слабо вооруженными тральщиками он был атакован подлодкой в Карском море. Из 618 человек команды и пассажиров спасти удалось лишь 256... По числу жертв эта трагедия превосходит все за время войны в Арктике.
«... Проводив один караван, приведя в порт другой, мы с радостью увидели, что Северодвинск не пострадал от воздушного налета.
Зенитчики сбили один вражеский самолет. Несомненно, нападение на Северодвинск было предпринято в связи с нахождением в нем союзных транспортов, о чем противнику стало известно».
Бытующие рассказы, что Молотовск не подвергался налетам немецкой авиации, - ложны. Фашисты были хорошо осведомлены о всех транспортных узлах в системе союзных конвоев... Городу и порту, однако, удалось избежать серьезных разрушений. Во-первых, прорвать его мощную, отлаженную противовоздушную оборону было не так-то просто. Во-вторых, самолетам противника, стартовавшим с аэродромов Норвегии или Финляндии, только хватало горючего, чтобы донести смертоносный груз до города. Не имея возможности на маневры по прорыву противовоздушной обороны  Молотовска, они зачастую в беспорядке бросали бомбы и спешили восвояси.
Неправда и то, что Молотовск был «закрыт» для иностранцев. Моряки союзников не были редкими гостями на улицах города. Более того, здесь, как и в Архангельске, работало дипломатическое представительство. Располагалось оно на улице Парковой, 13. Связь между консульствами поддерживалась постоянно. Летом из Архангельска в Северодвинск можно было добраться по реке и поездом. Зимой - еще и на аэросанях. В особых случаях, требовавших оперативности, прибегали к помощи легкомоторной авиации. При штабе Беломорской флотилии имелись самолеты У-2. Их полет занимал 15 минут...
Военно-транспортные операции после проводки конвоя РQ-18 (сентябрь 1942 года) в нашей популярной литературе почти не описываются. Между тем возобновленные по настоятельным просьбам нашей стороны караваны и одиночные транспорты продолжали доставлять оружие, боеприпасы и продовольствие из США и Англии.
С конца 1943 года перелом в ходе войны означился не только на суше, но и на северных морях. Союзники нанесли ряд мощных ударов по фашистскому надводному флоту. Английские моряки и летчики повредили крейсер «Адмирал Хиппер», потопили линкор «Шарнхорст», а в сентябре 1944 года с наших северных аэродромов поднялись дальние бомбардировщики ВВС Великобритании, которые и вывели из строя линкор «Тирпиц». Но опасность для транспортов все еще оставалась серьезной. Подводные лодки продолжали, и зачастую безнаказанно, пиратствовать в Арктике. Продолжались огненные рейсы транспортов, гибли и корабли охранения...
Последней жертвой военно-транспортных операций на Севере принято считать архангельский пароход «Онега», торпедированный 22 апреля 1945 года.
Грузы от союзников прибывали к нам все четыре года войны. Значительную часть из них принял Северодвинск (Молотовск). В конце апреля 1945 года сюда же прибыл предпоследний конвой ЛУ-66, а транспорты и корабли последнего стали на рейде уже после подписания акта о капитуляции Германии.
Всего за время военно-транспортных операций Великом Отечественной войны 1941-1945 гг. в обоих направлениях прошли 3580 судов советских, союзных и нейтральных стран. В Россию было доставлено 5 миллионов 400 тысяч тонн стратегических грузов. Из России в союзные страны отправлено 4 миллиона 400 тысяч тонн.

НЕКОТОРЫЕ СОБЫТИЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
1941 год:
2 августа. Создание Беломорской военной флотилии.
31 августа. Прибытие первого союзного конвоя. Начало регулярных грузопоставок из Англии и США.
27 сентября. Прибытие делегаций союзников в Архангельск на крейсере «Лондон».
Октябрь-декабрь. Прибытие конвоев РQ-5, РQ-6, отправка конвоев PQ-3 и PQ-4. ВЫВОД ИЗ Арктики ледоколов «Ленин», «Сталин» и свыше 40 транспортов.
Декабрь-январь 1942 года:
Вывод транспортов союзного конвоя QР-4 из Белого моря в Баренцево через тяжелые льды. Зимовка нескольких союзных судов в Молотовске.
1942 год:
Февраль-апрель. Прибытие в Мурманск конвоев от РQ-7 до РQ-15. Апрель. Гибель английского крейсера «Эдинбург» в составе конвоя QР-11.
Май. Прибытие конвоя РQ-16.
Июль. Разгром конвоя РQ-17. Массированные атаки с воздуха на подходах к Белому морю. Прорыв отдельных судов конвоя от Новой Земли в Архангельск и Молотовск.
Июль-август. Вывод в Арктику ледоколов «Ленин», «Красин», «Сталин» и ледокольного парохода «Монткальм».
Август-сентябрь. Массированные налеты немецкой авиации на Архангельск.
25 августа. Бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер».
27 августа. Нападение крейсера «Адмирал Шеер» на Диксон. Сентябрь. Прибытие конвоя Рф-18. Налеты авиации на караван и отдельные суда у Канина Носа и на Северодвинском рейде.
20 сентября. Бомбардировка немецкой авиацией Молотовска и нескольких близлежащих деревень.
Октябрь-декабрь. Вывод из Арктики в Белое море ледоколов «А. Микоян», «Красин», «Ленин», «Л. Каганович» и большой группы транспортов и военных кораблей.
Экспедиция особого назначения № 18 - переход на Север лидера «Баку» и эсминцев «Разумный» и «Разъяренный».
Траление донных мин английскими и советскими тральщиками в районе новоземельских проливов.  Потопление транспортом «Ванцетти» фашистской подводной лодки.
Прибытие конвоя JW-51, первого из новой серии союзных конвоев, в Молотовск.
Ноябрь. Проход одиночных транспортов из Исландии.
Декабрь. Повреждение английскими ВМС немецкого крейсера «Адмирал Хиппер».
1943 год:
Февраль. Конвой JW-53.
Июнь. Вывод ледоколов «А. Микоян», «Л. Каганович», «Красин», ледореза «Федор Литке», ледокольного парохода «Монткальм» в Арктику. Конвои БA-4 и БА-7.
Сентябрь. Конвой ВА-18. Отражение атак фашистских подлодок в Карском море.
Октябрь-ноябрь. Конвой АБ-55. Вывод ледокола «Сталин» и ледореза «Федор Литке» из Арктики в Белое море.
Декабрь. Потопление английскими ВМС немецкого линкора «Шарнхорст».
1944 год:
Апрель. Приход самого крупного конвоя времен Великой Отечественной войны - JW-58.
Июль. Переход из Белого моря в Арктику ледокола «Сталин» и нескольких крупнотоннажных судов.
12 августа. Разгром конвоя БД-5. Гибель транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114 и Т-118.
Сентябрь. Повреждение английскими ВВС немецкого линкора «Тирпиц».
Октябрь-ноябрь. Конвои АБ-8, АБ-9 и АБ-10. Отражение атак подводных лодок в горле Белого моря. Переход ледоколов «Сталин» и «Северный ветер» из моря Лаптевых в Молотовск.
1945 год:
Начало апреля. Прибытие в Молотовск последнего конвоя в условиях военного времени - JW-66.
15 апреля. Расформирование Беломорской флотилии.
5 июня. Отмена системы конвоев на Севере.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТРАНСПОРТОВ. ПОГИБШИХ В ,        ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
ТРАНСПОРТЫ СОЮЗНИКОВ: «Алькоа Рейнджер»,  1942 г.;      «Бато»,         1942 г.; «Вильям Кларк», 1942 г.; «Даниэль Морган», 1942 г.;  «Даниэль Мур», 1942 г.; «Джон Уайтерс- пун», 1942 г.; «Иде-Фьорд», 1945 г.; «Индуна», 1942 г.; «Кентукки», 1942 г.; «Кристофор Нью Порт», 1942 г.; «Ланкастриан        Кастл»,         1942 г.; «Латроб»,1942 г.; «Нью Венстминстер Сити», 1942 г.; «Нэйварино», 1942 г.; «Олопана», 1942 г.; «Пан Атлантик»,         1942 г.;      «Паулус     Поттер», 1942 г.; «Рэйсленд», 1942 г.; «Тобрук», 1942 г.; «Уильям Тэйлор», 1944 г.; «Уильям Хуппер», 1942 г.; «Уинстон Сайлем», 1942 г.; «Харматрис», 1942 г.; «Харпалион», 1942 г.; «Хузиер», 1942 г.; «Эль Капитан», 1942 г.; «Эль Оксиденте», 1942 г.; «Эмпайер Байрон», 1942 г.; «Эмпайер Каупер», 1942 г.; «Эмпайер Рейнджер», 1942 г.; «Эмпайер Скай», 1942 г.; «Эмпайер Старлайт», 1942 г.; «Эмпайер Тайд», 1942 г.; «Эмпайер Хуард», 1942 г.
СОВЕТСКИЕ ТРАНСПОРТЫ: «Александр Сибиряков», 1942 г.; «Аргунь», 1941 г.; «Архангельск», 1943 г.; «Ашхабад», 1942 г.; «Белоруссия», 1944 г.; «Вишера», 1942 г.; «Декабрист», 1942 г.; «Диксон», 1943 г.; «Донбасс», 1942  г.; «Ижора», 1942 г.; «Киев», 1942 г.; «Колхозник», 1942 г.; «Краснодар», 1942 г.; «Красный партизан», 1943 г.; «Крестьянин», 1942 г.; «Кузнец Лесов», 1942 г.; «Куйбышев», 1942 г.; «Марина Раскова», 1944 г.; «Объ», 1944 г.; «Онега», 1945 г.; «Поморье», 1941 г.; «Пролетарий», 1944 г.; «Революция», 1944 г.; «Родина», 1942 г.; «Сергей Киров». 1942 г.; «Сталинград», 1942 г.; «Субботник», 1942 г.; «Сухона», 1942 г.; «Тбилиси»,
1943 г.; «Тбилиси», 1944 г.; «Уфа», 1943 г.; «Циолковский», 1942 г.; «Щорс», 1942 г.
 Буклет подготовлен под общей редакцией О. Б. Химаныча. Использованы материалы фотоархива кинообъединения «Чайка», а также личного архива О. Б. Химаныча. Художник - Э. Липницкая.
Авторы благодарят за содействие коллективы издательства «Северная неделя» и редакции газеты «Трудовая вахта».
Адрес кинообъединения: 164503, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Мира, 11. ДК имени 50-летия Октября. Кинообъединение «Чайка».



        

   

  









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию.