Буклет «PQ-QP СЕВЕРОДВИНСК
(МОЛОТОВСК) в
системе военно-транспортных операций Великой Отечественной 1941 - 1945 гг.» подготовлен под общей редакцией О. Б. Химаныча. Использованы материалы
фотоархива кинообъединения «Чайка», а также личного архива О. Б. Химаныча. Художник - Э.
Липницкая.
Авторы благодарят за содействие
коллективы издательства «Северная
неделя» и редакции газеты «Трудовая
вахта».
PQ-QP
СЕВЕРОДВИНСК
(МОЛОТОВСК)
в
системе военно-транспортных операций Великой Отечественной 1941 - 1945 гг.
Долго, очень долго эта страница славной
и трудной истории нашего города находилась под совершенно неразумным секретом.
Ведь о подвиге северодвинцев в тылу Северного флота знали многие, многие
рассказывали, лишь упоминания в печати запрещались. Об этой «сверхбдительности»
сегодня приходится сожалеть, ибо наш Северодвинск оказался как бы отстраненным
от истории Великой Отечественной, а роль его - значительно приниженной.
В своих фильмах наше кинообъединение
«Чайка» часто обращается к арктической тематике. И, конечно, мы сочли не вправе
обойти вниманием один из самых драматичных эпизодов второй мировой войны -
трансатлантические и трансарктические конвои. К ним Северодвинск (Молотовск)
имел самое прямое отношение. Его порт всю войну принимал союзные караваны - как
транспорты, так и корабли охранения. Советские, английские, американские, под
другими флагами... Более того, к нашим причалам шли не просто отдельные корабли
и суда конвоев, а большая их часть.
«Сначала
мы, комиссия из пятнадцати человек, поехали в Северодвинск. Добирались на
каком-то речном пароходике. Встретил нас и давал пояснения главный инженер
строительных работ Цесарский - высокий,
представительный.
-
Что мы увидели? Два временных причала с достаточными глубинами, третий
готовился. Еще никакой механизации. Городок был очень непривлекательный:
деревянные бараки, узкие мостки через болото. В нескольких каменных домах
располагались управление строительством, маленькая гостиница, столовая...
Руководители
строительства, показывая нам план будущего города, говорили: здесь лягут улицы,
здесь встанет трехэтажный универмаг, там будет клуб, ресторан... Война войной,
но люди здесь, как и на всей советской земле, смотрели вперед.» (Здесь и далее:
К. С. Бадигин. На морских дорогах. М., 1978)
Первые операции по проводке конвоев из
США и Англии в Россию проходили под кодовым названием «Дервиш». Позже, по
предложению одного из штабных офицеров Британского Адмиралтейства, караваны,
следовавшие к нам с запада, означались литерами РQ,
а от нас на запад - QР. И хотя с
конца 1942 года литеры оперативного кода сменились соответственно на Л\У и КА,
в истории за трансатлантическими рейсами «закрепились» именно эти - РQ и QР.
Однако были еще и другие, о которых мы
знаем меньше, но умолчать вообще - было бы неверно. Это конвои трансарктические
- по Северному морскому пути... С Белого моря в Арктику - БА, в Белое море из
Арктики - АБ, с Диксона на Дальний Восток - ДВ и в обратном направлении - ВД.
Проход крупнотоннажных транспортов к
Архангельскому порту осложнялся малыми глубинами Березового бара. Поэтому порой
суда союзников сначала частично разгружались в Молотовске, а затем,
«подвсплыв», шли уже к причалам Архангельска. По той же причине глубокосидящие
ледоколы и тяжелые военные корабли сопровождения не рисковали заходить далеко в
устье Северной Двины. Правда, английским крейсерам «Нигерия» и «Лондон» (на
последнем прибыли военные делегации союзников) летом 1941 года удалось
продвинуться по речному руслу до Маймаксы.
Зима выявила и еще одно преимущество
Молотовского порта.
«В
первых числах октября (1941 г.) по вызову А. И. Микояна мы вместе с А. С.
Будановым вылетели в Москву... Анастас Иванович встретил нас приветливо.
-
Почему вы считаете на зиму Северодвинск более подходящим местом, чем аванпорт
Экономия? - спросил Микоян, рассматривая привезенную нами карту. - Меня
интересуют ледовые условия, остальное понятно.
-
В зимнее время Березовый бар труднопроходим. Лед там наторашивает чуть не до
дна, - отвечал Буданов.
-
Хорошо, но ведь Северодвинский рейд расположен очень близко. Разве там лед не
торосит?
- Там припай, Анастас Иванович.
- Что это?
- Лед
примерзает к берегу. Он толстый и крепкий, поэтому его не ломает и не
торосит...»
Для обеспечения военных операций на
Белом и Баренцевом морях приказом командования от 2 августа 1941 года была
сформирована Беломорская военная флотилия (первый командующий - контр-адмирал М.М. Долинин). Штаб его разместился в
Архангельске. Перед этим соединением ставились различные задачи: защита
коммуникаций от рейдов быстроходных немецких эсминцев и подлодок, борьба с
минной опасностью, отражение вражеских атак с воздуха. Но основная -
обеспечение охраны и продвижения конвоев. Ведь путь их был полон опасностей.
Если первым караванам завершить его удавалось без серьезных потерь, то с начала
1942 года корабли стали подвергаться массированным ударам авиации противника.
Специально для перехвата судов немецкое командование сосредоточило в норвежских
фьордах сильную группировку надводных кораблей...
Особенной дерзостью отличались рейды
фашистских субмарин. Пользуясь слабостью противолодочной обороны нашего флота,
вплоть до середины 1944 года немецкие подводные лодки, объединенные в «волчьи
стаи», активно действовали на всем протяжении от Нордкапа до Диксона. Отдельные
из них атаковали суда даже в Дальней Арктике - у архипелага Норденшелъда...
Корабли Беломорской флотилии
базировались и в Молотовске. Отсюда выходили они на боевые задания, здесь из
них формировались эскорты сопровождения.
«Северодвинск
вырос и окреп. Он может принимать несколько судов одновременно. Поставлен
мощный кран для выгрузки тяжеловесов. За лето 1942 года глубины в порту
несколько увеличены. Один из причалов приспособлен для бункеровки ледоколов и
пароходов углем. Все работы выполнены при крайнем напряжении сил».
Первый иностранный транспорт, прибывший
в Молотовск, - танкер «Сант Амброзио» водоизмещением около 12 тысяч тонн. Судно
под командой капитана Кента отшвартовалось здесь 26 ноября 1941 года. К слову,
из-за отсутствия на Бакарице и Экономии нефтеналивных емкостей, все танкеры,
как наши, так и союзников, разгружались именно в Молотовске... В разгар первой
военной зимы здесь уже стояла целая транспортная флотилия англичан, американцев
и панамцев; «Эмпайер Стивенсон», «Эмпайер Метеор», «Сант-Клиэрс», «Чамплей»,
«Эмпайер Мейвис», «Маунт Эванс», «Элона», «Эксплоэр», «Эль Океан». Причем, три
последних судна вообще остались на зимовку в связи с тяжелой ледовой
обстановкой на Белом море...
К середине декабря, например, в Белом
море оказались зажатыми не только суда конвоя РQ-5,
но еще 10 советских транспортов, 4 вспомогательных судна, четыре тральщика и
сторожевой корабль. Часть из них позже все-таки пробилась к чистой воде
Баренцева моря, а остальных привел в Молотовск и Архангельск ледокол «Ленин».
При этом несколько пароходов получили серьезные повреждения в столкновениях со
льдами. Например, на «Бурее» было сломано 8 шпангоутов, вышли из строя руль и
винт. Пароход ремонтировался в Молотовске... Впрочем, как и ледокол «Микоян»,
подорвавшийся на мине вблизи Канина... И ледокол «Сталин»...
«15
января 1942 года во льдах Белого моря (у острова Сосновец) ледокол «Сталин»
принимал уголь с парохода «Правда». Внезапно появившийся бомбардировщик,
пролетев на высоте 40-50 метров, сбросил четыре бомбы. Три мимо, а одна попала
в середину корпуса ледокола... У нас - четверо убитых и одиннадцать раненых.
Корабль
получил 102 мелких и крупных повреждения и на несколько суток вышел из строя. В
Северодвинск он прибыл только 26 января да еще два месяца находился в
ремонте...»
Ледовым проводкам транспортных караванов
в период Великой Отечественной нет равных в истории мирового мореплавания. В
Молотовске в эти годы волею обстоятельств работал почти весь наш ледокольный
флот, овеянный славой первопроходцев Арктики: линейные ледоколы «Красин»,
«Ленин», «Сталин», ледорез «Федор Литке». С Черного моря, через Индийский,
Атлантический. Тихий океаны и по Севморпути пришел «Микоян». За ним с Дальнего
Востока - «Каганович». Позже, в разгар сражений на Волге, с очередными конвоями
на подмогу к нам прибыли ледоколы-«иностранцы», предоставленные союзниками по
ленд-лизу - «Монткальм» и «Северный ветер»... Начало войны встретили в Белом
море и орденоносные ледокольные пароходы «Георгий Седов» и «Александр
Сибиряков»...
Курс к створам Молотовского порта
прокладывали известные полярные капитаны - Ю.Н. Хлебников, П.А. Пономарев, Н.И.
Хромцов, Э.Г. Румке, И.Ф. Котцов, А.С. Гидулянов, а в Штабе управления
Беломорскими ледовыми операциями командовали призванные из запаса М. П.
Белоусов и К. С. Бадигин...
Остался Молотовск и в биографии Героя
Советского Союза полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Именно он, как
уполномоченный Государственного комитета обороны, занимался срочной
перестройкой работы Архангельского и Молотовского портов на военный лад.
«В
Северодвинске разгуливал морской ветер со снегом. Порт полон иностранными
транспортами. Танки, самолеты в разобранном виде, продовольствие, взрывчатка
громоздились на причалах. Поезда, отвозившие из Северодвинска грузы, отходили
непрерывно, и все же хотелось ускорить, ускорить...
Все
как будто сделано. Грузчикам обещана премия за досрочную выгрузку - небольшая
добавка к продовольственному пайку. Время все еще тяжелое, голодное, и каждые
сто граммов хлеба имели значение». Стойкости
и мужеству северодвинцев тех лет мало еще воздано. И написано о них очень
мало... Между тем с Молотовском связаны многие эпизоды военной драмы в
Арктике...
Рассказывают, что в голодную зиму 1941
года среди работающих на выгрузке продовольствия участились кражи... Люди были
крайне истощены и только потому решались на столь серьезный проступок в
условиях военного времени. Даже самые жестокие репрессии тут не смогли бы
помочь. Тогда по совету А. И. Микояна (он постоянно курировал работы в
Молотовске) близ сходней поставили ящики с печеньем и «сгущенкой». Каждый,
возвращаясь на борт за новым грузом, мог на ходу съесть пару галет и сделать
глоток молока... Кражи тотчас прекратились...
Летним днем 1944 года из Молотовска ушел
пароход «Марина Раскова». В конвое с двумя слабо вооруженными тральщиками он
был атакован подлодкой в Карском море. Из 618 человек команды и пассажиров
спасти удалось лишь 256... По числу жертв эта трагедия превосходит все за время
войны в Арктике.
«...
Проводив один караван, приведя в порт другой, мы с радостью увидели, что
Северодвинск не пострадал от воздушного налета.
Зенитчики
сбили один вражеский самолет. Несомненно, нападение на Северодвинск было
предпринято в связи с нахождением в нем союзных транспортов, о чем противнику
стало известно».
Бытующие рассказы, что Молотовск не
подвергался налетам немецкой авиации, - ложны. Фашисты были хорошо осведомлены
о всех транспортных узлах в системе союзных конвоев... Городу и порту, однако,
удалось избежать серьезных разрушений. Во-первых, прорвать его мощную,
отлаженную противовоздушную оборону было не так-то просто. Во-вторых, самолетам
противника, стартовавшим с аэродромов Норвегии или Финляндии, только хватало
горючего, чтобы донести смертоносный груз до города. Не имея возможности на маневры
по прорыву противовоздушной обороны Молотовска,
они зачастую в беспорядке бросали бомбы и спешили восвояси.
Неправда и то, что Молотовск был
«закрыт» для иностранцев. Моряки союзников не были редкими гостями на улицах
города. Более того, здесь, как и в Архангельске, работало дипломатическое
представительство. Располагалось оно на улице Парковой, 13. Связь между
консульствами поддерживалась постоянно. Летом из Архангельска в Северодвинск
можно было добраться по реке и поездом. Зимой - еще и на аэросанях. В особых
случаях, требовавших оперативности, прибегали к помощи легкомоторной авиации.
При штабе Беломорской флотилии имелись самолеты У-2. Их полет занимал 15
минут...
Военно-транспортные операции после
проводки конвоя РQ-18 (сентябрь
1942 года) в нашей популярной литературе почти не описываются. Между тем возобновленные
по настоятельным просьбам нашей стороны караваны и одиночные транспорты
продолжали доставлять оружие, боеприпасы и продовольствие из США и Англии.
С конца 1943 года перелом в ходе войны
означился не только на суше, но и на северных морях. Союзники нанесли ряд
мощных ударов по фашистскому надводному флоту. Английские моряки и летчики
повредили крейсер «Адмирал Хиппер», потопили линкор «Шарнхорст», а в сентябре
1944 года с наших северных аэродромов поднялись дальние бомбардировщики ВВС
Великобритании, которые и вывели из строя линкор «Тирпиц». Но опасность для
транспортов все еще оставалась серьезной. Подводные лодки продолжали, и
зачастую безнаказанно, пиратствовать в Арктике. Продолжались огненные рейсы
транспортов, гибли и корабли охранения...
Последней жертвой военно-транспортных
операций на Севере принято считать архангельский пароход «Онега»,
торпедированный 22 апреля 1945 года.
Грузы от союзников прибывали к нам все
четыре года войны. Значительную часть из них принял Северодвинск (Молотовск). В
конце апреля 1945 года сюда же прибыл предпоследний конвой ЛУ-66, а транспорты
и корабли последнего стали на рейде уже после подписания акта о капитуляции
Германии.
Всего
за время военно-транспортных операций Великом Отечественной войны 1941-1945 гг.
в обоих направлениях прошли 3580 судов советских, союзных и нейтральных стран.
В Россию было доставлено 5 миллионов 400 тысяч тонн стратегических грузов. Из
России в союзные страны отправлено 4 миллиона 400 тысяч тонн.
НЕКОТОРЫЕ
СОБЫТИЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОИНЫ
1941
год:
2
августа.
Создание Беломорской военной флотилии.
31
августа.
Прибытие первого союзного конвоя. Начало регулярных грузопоставок из Англии и
США.
27
сентября. Прибытие
делегаций союзников в Архангельск на крейсере «Лондон».
Октябрь-декабрь.
Прибытие
конвоев РQ-5, РQ-6, отправка
конвоев PQ-3 и PQ-4. ВЫВОД ИЗ
Арктики ледоколов «Ленин», «Сталин» и свыше 40 транспортов.
Декабрь-январь
1942 года:
Вывод транспортов союзного конвоя QР-4 из Белого моря в Баренцево через тяжелые льды.
Зимовка нескольких союзных судов в Молотовске.
1942
год:
Февраль-апрель.
Прибытие
в Мурманск конвоев от РQ-7 до РQ-15. Апрель. Гибель английского крейсера «Эдинбург»
в составе конвоя QР-11.
Май.
Прибытие
конвоя РQ-16.
Июль.
Разгром
конвоя РQ-17. Массированные атаки с воздуха на подходах к
Белому морю. Прорыв отдельных судов конвоя от Новой Земли в Архангельск и
Молотовск.
Июль-август.
Вывод
в Арктику ледоколов «Ленин», «Красин», «Сталин» и ледокольного парохода
«Монткальм».
Август-сентябрь.
Массированные
налеты немецкой авиации на Архангельск.
25
августа. Бой
ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал
Шеер».
27 августа. Нападение
крейсера «Адмирал Шеер» на Диксон. Сентябрь.
Прибытие конвоя Рф-18. Налеты авиации на караван и отдельные суда у Канина Носа
и на Северодвинском рейде.
20
сентября. Бомбардировка
немецкой авиацией Молотовска и нескольких близлежащих деревень.
Октябрь-декабрь.
Вывод
из Арктики в Белое море ледоколов «А. Микоян», «Красин», «Ленин», «Л. Каганович»
и большой группы транспортов и военных кораблей.
Экспедиция особого назначения № 18 -
переход на Север лидера «Баку» и эсминцев «Разумный» и «Разъяренный».
Траление донных мин английскими и
советскими тральщиками в районе новоземельских проливов. Потопление транспортом «Ванцетти» фашистской
подводной лодки.
Прибытие конвоя JW-51,
первого из новой серии союзных конвоев, в Молотовск.
Ноябрь.
Проход
одиночных транспортов из Исландии.
Декабрь.
Повреждение
английскими ВМС немецкого крейсера «Адмирал Хиппер».
1943 год:
Февраль.
Конвой
JW-53.
Июнь.
Вывод
ледоколов «А. Микоян», «Л. Каганович», «Красин», ледореза «Федор Литке»,
ледокольного парохода «Монткальм» в Арктику. Конвои БA-4
и БА-7.
Сентябрь.
Конвой
ВА-18. Отражение атак фашистских подлодок в Карском море.
Октябрь-ноябрь.
Конвой
АБ-55. Вывод ледокола «Сталин» и ледореза «Федор Литке» из Арктики в Белое
море.
Декабрь.
Потопление
английскими ВМС немецкого линкора «Шарнхорст».
1944 год:
Апрель.
Приход
самого крупного конвоя времен Великой Отечественной войны - JW-58.
Июль.
Переход
из Белого моря в Арктику ледокола «Сталин» и нескольких крупнотоннажных судов.
12
августа. Разгром
конвоя БД-5. Гибель транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114 и Т-118.
Сентябрь.
Повреждение
английскими ВВС немецкого линкора «Тирпиц».
Октябрь-ноябрь.
Конвои
АБ-8, АБ-9 и АБ-10. Отражение атак подводных лодок в горле Белого моря. Переход
ледоколов «Сталин» и «Северный ветер» из моря Лаптевых в Молотовск.
1945
год:
Начало
апреля. Прибытие
в Молотовск последнего конвоя в условиях военного времени - JW-66.
15
апреля. Расформирование
Беломорской флотилии.
5
июня. Отмена
системы конвоев на Севере.
НЕКОТОРЫЕ
ИЗ ТРАНСПОРТОВ. ПОГИБШИХ В , ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ
ОПЕРАЦИЯХ ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
ТРАНСПОРТЫ
СОЮЗНИКОВ: «Алькоа
Рейнджер», 1942 г.; «Бато», 1942 г.; «Вильям Кларк», 1942 г.; «Даниэль Морган»,
1942 г.; «Даниэль Мур», 1942 г.; «Джон
Уайтерс- пун», 1942 г.; «Иде-Фьорд», 1945 г.; «Индуна», 1942 г.; «Кентукки»,
1942 г.; «Кристофор Нью Порт», 1942 г.; «Ланкастриан Кастл», 1942 г.; «Латроб»,1942 г.; «Нью Венстминстер Сити»,
1942 г.; «Нэйварино», 1942 г.; «Олопана», 1942 г.; «Пан Атлантик», 1942 г.; «Паулус Поттер», 1942
г.; «Рэйсленд», 1942 г.; «Тобрук», 1942 г.;
«Уильям Тэйлор», 1944 г.; «Уильям Хуппер», 1942 г.; «Уинстон Сайлем», 1942 г.;
«Харматрис», 1942 г.; «Харпалион», 1942 г.; «Хузиер», 1942 г.; «Эль Капитан»,
1942 г.; «Эль Оксиденте», 1942 г.; «Эмпайер Байрон», 1942 г.; «Эмпайер Каупер»,
1942 г.; «Эмпайер Рейнджер», 1942 г.; «Эмпайер Скай», 1942 г.; «Эмпайер
Старлайт», 1942 г.; «Эмпайер Тайд», 1942 г.; «Эмпайер Хуард», 1942 г.
СОВЕТСКИЕ
ТРАНСПОРТЫ: «Александр
Сибиряков», 1942 г.; «Аргунь», 1941 г.; «Архангельск», 1943 г.; «Ашхабад», 1942
г.; «Белоруссия», 1944 г.; «Вишера», 1942 г.; «Декабрист», 1942 г.; «Диксон»,
1943 г.; «Донбасс», 1942 г.; «Ижора»,
1942 г.; «Киев», 1942 г.; «Колхозник», 1942 г.; «Краснодар», 1942 г.; «Красный
партизан», 1943 г.; «Крестьянин», 1942 г.; «Кузнец Лесов», 1942 г.; «Куйбышев»,
1942 г.; «Марина Раскова», 1944 г.; «Объ», 1944 г.; «Онега», 1945 г.;
«Поморье», 1941 г.; «Пролетарий», 1944 г.; «Революция», 1944 г.; «Родина», 1942
г.; «Сергей Киров». 1942 г.; «Сталинград», 1942 г.; «Субботник», 1942 г.;
«Сухона», 1942 г.; «Тбилиси»,
1943 г.; «Тбилиси», 1944 г.; «Уфа», 1943 г.;
«Циолковский», 1942 г.; «Щорс», 1942 г.
Буклет подготовлен под общей редакцией О. Б. Химаныча. Использованы материалы
фотоархива кинообъединения «Чайка», а также личного архива О. Б. Химаныча. Художник - Э.
Липницкая.
Авторы благодарят за содействие
коллективы издательства «Северная
неделя» и редакции газеты «Трудовая
вахта».
Адрес
кинообъединения:
164503, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Мира, 11. ДК имени 50-летия
Октября. Кинообъединение «Чайка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии проходят предварительную модерацию.