Термины «Дервиш», конвои, ленд-лиз еще не были в ходу, они выплывут из анналов истории и войдут в наш обиход много позднее, когда постепенно начнет сползать пелена секретности с событий тех лет, и мы узнаем, чего и сколько привезли нам союзники.
В Молотовске же военной поры на слуху было слово караваны. Дата их прибытия считалась секретом. Но какой уж тут мог быть секрет. Жители города от мала до велика узнавали о прибытии судов даже по чисто внешним признакам. На городском рынке и на «толкучках» появлялись американские сигареты, шоколад, тушенка, жевательная резинка. Заполнялись магазинные полки, и начиналось отоваривание продовольственных карточек. Да что там говорить о внешних признаках, когда прямо на городских улицах разгуливали «комрады» - американские матросы, английские военные моряки.
Из окна квартиры мне было часто видно, как сюда, к развилке, мощные «Студебеккеры» подвозили английских и американских матросов, идущих в увольнение, шумной толпой растекающихся затем по городу. Отсюда в означенное время те же грузовики увозили их обратно в порт…».
В нашу гавань заходили корабли. Легендарные моряки Севера
Первыми своими распоряжениями капитан Хромцов организовал бригады из числа моряков экипажа, чтобы срочно заменить мобилизованных судоремонтников.
В конце августа 1941 года ледокол отправился на Севморпуть, чтобы участвовать в знаменитых аварийных работах по спасению ледокольного парохода «Садко», севшего на необозначенную на картах отмель у островов Известий ЦИК. Это многим известная трагическая эпопея!
К началу зимы «Ленин» проследовал в Архангельск. Именно на его, по сравнению с другими ледоколами, — мелкосидящего и маневренного — пала тяжёлая обязанность работать с судами союзных и внутренних конвоев, прибывавших на внешний Северо-Двинский рейд. Снимки корабля в войну, какие доводилось видеть, сделаны, когда он появлялся в Архангельске, а вот фото его в Молотовском порту не попадалось — возможно, оттого, что здесь такие съёмки не разрешали.
Очень трудная навигация морозной зимы 1941-1942 годов успешно завершилась в апреле. В июле ледокол ушёл из Молотовска с первым внутренним арктическим конвоем. Работать ему пришлось очень далеко — Тикси, Амбарчик, Анадырь. Только к началу новой зимы «Ленин» вернулся — опять в Молотовск. Здесь снова работа на союзные конвои, прибывающие в Белое море. Вообще в судовых журналах «Ленина» (они имеются в областном архиве) Молотовск присутствует часто, в том числе и в связи с устранением мелких поломок и учебными стрельбами.
Подсчитано, только за две военных навигации «Ленин» провёл во льдах 267 судов!..».
Полный текст опубликован в книге О. Б. Химаныча «В нашу гавань заходили корабли. Легендарные моряки Севера». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100) и в библиотеке «Кругозор» (Бутомы, 7).
Глушков Д.
С.
Химаныч О. Б.
Боевой
корабль в плавучем доке на заводе |
Полный текст
опубликован в книге «Dervish: грани памяти». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке
им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор»
(Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Открытие» (Комсомольская, 35).
14 ноября
«Приказом начальника Архангельского морского торгового порта в соответствии с постановлением ГКО в г. Молотовске организован морской торговый порт. Начальником порта назначен Н.Т. Грищенко».
26 ноября
«К нефтепирсу Молотовского порта стал под разгрузку танкер «Сант-Амброзио» - первое иностранное судно, ставшее к причалам Молотовска».
Июнь
«В Молотовск пришли два судна из каравана PQ-16 – американский транспорт «Алькоа Баннер» и британское судно – кран «Эмпайер Элгар»».
27-28 декабря
«В Молотовск пришли пять судов из каравана JW-51А: сухогрузы «Ричард Блэнд», «Ричард Бассет», «Оремар», «Вест Готомск» и один танкер. Это были последние суда союзников, пришедшие в Молотовск в 1942 году. Всего за 1942 год доставлено на транспортах 127366 тонн импортных грузов и 16244 тонны наливных грузов».
1945 год
10-17 июня
«В Молотовск пришли девять одиночных судов союзников – последние суда союзников времен Великой Отечественной войны».
Полный текст опубликован в книге историка-краеведа, главного конструктора «ПО» Севмаш» Бориса Петровича Суетина «Летопись города Северодвинска, 1936-2018 годы». С ней вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (Ломоносова, 100), в библиотеках-филиалах: «Кругозор» (Бутомы, 7), «Мир знаний» (Победы, 48), «Бестселлер» (Юбилейная, 57а) «Ковчег» (Строителей, 17), «Открытие» (Комсомольская, 35), «Книжная гавань» (К. Маркса, 26), Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина (Ленина, 15).
Химаныч Олег Борисович
Сталинский "бандит" в Молотовске
Пункт назначения – Молотовск
26 ноября 1941 года Молотовский порт принял первое судно союзников. Им стал британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3, перекачавший на берег 7410 тонн авиационного бензина, столь нужного фронту… С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска – восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу № 402. Почти все суда, приходящие в Молотовский порт, имели ледовые повреждения. Они нуждались в срочном ремонте и получали его.
Полный текст опубликован в сборнике «Щит и меч Поморья». С ним вы можете ознакомиться в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя (ул. Ломоносова, д. 100) и библиотеке «Кругозор» (пр. Бутомы, д. 7).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии проходят предварительную модерацию.