среда, 31 августа 2016 г.

Молотовск – город, участвовавший в принятии и обработке грузов по программе ленд-лиза в период Великой Отечественной войны



Извлечение из Пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы»

Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» предлагается отнести к дополнительному основанию для присвоения звания Российской Федерации «Город воинской славы» участие городов Российской Федерации в принятии и обработке грузов из США, Великобритании и Исландии, которые поставлялись по программе ленд-лиза в период Великой Отечественной войны. Поставки по указанной программе шли через Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Мурманск, Хабаровск, Якутск, Архангельск, Молотовск и другие города.

В частности, город Северодвинск Архангельской области, называвшийся вплоть до 12 сентября 1957 года Молотовском и являвшийся до недавнего времени, по существу, закрытым городом, теперь широко известен во всем мире как один из главных кораблестроительных центров Советского Союза и России. Неизмеримо велика роль Северодвинска в решении задачи государственной важности - строительстве мощного атомного подводного флота, оснащенного ядерно-ракетными комплексами стратегического назначения. Однако военная история Молотовска 1941 - 1945 годов в течение длительного времени оставалась вне научного изучения и была недоступна для освещения в печати. Это относится как к Молотовскому торговому порту, так и к заводу N 402 (в настоящее время государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»). Первая попытка серьезного исследования вклада города в дело принятия судов северных конвоев, приходивших в Белое море, относится к 1988 году. И хотя она уже тогда выявила исключительно важное значение Молотовского торгового порта, но и до сих пор, вопреки фактам, главную роль в принятии транспортов союзников принято отводить Архангельску. Показательно, что официальное признание участия Молотовска в обработке грузов ленд-лиза произошло лишь в 1991 году в дни празднования 50-летия прихода на Север первого каравана союзников «Дервиш».
Опубликованные в последнее время статистические данные, относящиеся к поставкам по ленд-лизу в Советский Союз, а также ставшие доступными некоторые материалы государственного архива Архангельской области и завода N 402 позволяют сделать следующие выводы.
Деятельность Молотовского торгового порта и завода N 402 наркомата судостроительной промышленности СССР в 1941 - 1945 годах, осуществлявшаяся в тяжелейших условиях военного времени и при предельном напряжении сил всех их работников, имела стратегическое значение. От нее зависела сама возможность получения через Белое море в запланированном объеме и в заданные сроки грузов союзников, на северном маршруте доставки которых в Советский Союз и развертывались основные события войны в Арктике.
И качественная, и количественная оценка деятельности порта по обработке грузов, поступавших по программе ленд-лиза в 1941 - 1945 годах, дает право поставить Молотовск на одну ступень с такими портами, как Мурманск и Архангельск.
Создание в Молотовске торгового порта не предполагалось ввиду специфического назначения города как центра военного кораблестроения. Однако прием в Архангельске в октябре - декабре 1941 года первых караванов союзников со всей очевидностью показал, что участок Архморпорта Бакарица и его аванпорт Экономия - единственные районы, где было возможно осуществлять эти операции, оказались не в состоянии разгружать и обрабатывать большое количество крупнотоннажных судов одновременно в те жесткие сроки, которые диктовались военной обстановкой. Выявилась острая необходимость в скорейшем создании нового погрузочно-разгрузочного района, расположенного ближе к Белому морю. Таким портом и был определен Молотовск. На этот выбор повлияли не только наличие железнодорожной связи Молотовска с центральными районами страны, но и его выгодное географическое положение, а также особенности гидрологии моря.
Обработка грузов, в том числе тяжеловесов (танков, самолетов и т.п.), доставляемых по программе ленд-лиза, осуществлялась исключительно судовыми средствами. При погрузке в вагоны генерального груза преобладал ручной труд. Ящики, мешки, тюки отвозились в тыл причалов на санях, запряженных людьми. Делать это приходилось даже на морозе в 30 - 36 градусов в условиях ветреной погоды и снежных зарядов.
С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска - восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу N 402. Почти все суда, пришедшие в Молотовский торговый порт в декабре 1941 года, имели ледовые повреждения. В 1941 году порт, созданный в кратчайшие сроки, сумел принять и обработать 36 202 тонны импортных грузов (генеральных и тяжеловесов) и 7 410 тонн бензина. Тогда же порт приступил к операциям по отправке экспортных грузов на судах обратных конвоев. Это были калийная соль, хромовая руда, апатиты, магнезит, асбест. На морозе насыпные грузы смерзались, и перед выгрузкой из вагонов их приходилось разрыхлять вручную. Это была очень трудоемкая работа.
Безусловно, для противника не являлось секретом то, что Молотовский торговый порт принимал суда союзников с военными грузами. В ночь с 27 на 28 марта 1943 года пяти «юнкерсам» удалось прорваться к городу и сбросить 13 фугасных бомб, которые взорвались на угольном причале порта, на территории завода N 402 и в городе.
На долю тружеников, принимавших поставки по ленд-лизу, выпали тяжкие испытания. В декабре 1942 года прекратили работу районные котельные, дававшие тепло в жилые дома. Люди в квартирах обогревались примитивными железными печками - буржуйками, с дымоходными трубами, выведенными в окна. Электричество в город подавалось лишь на два часа в сутки. Смертность жителей Молотовска и Архангельска, в том числе среди портовиков и особенно грузчиков, достигла высокого уровня. По данным медсанчасти Архангельского порта (в который организационно входил и Молотовский торговый порт), в 1942 году умерли 260 портовиков, из них 204 грузчика.
Вместе с тем за 1941 - 1944 годы Молотовский торговый порт обработал 72 876 железнодорожных вагонов. В 1941 - 1945 годах Молотовск и завод N 402 имели исключительно важное значение как место базирования советского ледокольного флота. Именно сюда были стянуты все действующие ледокольные суда страны для обеспечения судоходства по трассе Северного морского пути. За годы войны завод N 402 отремонтировал 139 судов общим водоизмещением около 850 тысяч тонн и превратился в крупнейшую судоремонтную базу флота на Севере. Сразу же после окончания войны более 60 работников завода, принимавших активное участие в судоремонтных работах, были представлены к награждению боевыми орденами.
Громадны были трудности, которые приходилось преодолевать при строительстве и эксплуатации порта в Молотовске. До сих пор неизвестно число жертв, которых они стоили. Полная статистика о количестве умерших в 1941 - 1945 годах от голода и болезней жителей Архангельска и Молотовска – «вторых блокадных городов» - отсутствует. Всех их следует считать жертвами той войны, которая закончилась победой СССР и его союзников, а сам Молотовск - полноправным и героическим ее участником.

Полный текст законопроекта размещён в справочно-правовой системе КонсультантПлюс. Вы можете ознакомиться с ним в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя, в библиотеке семейного чтения «Книжная гавань» и в библиотеке «Кругозор».

Комментариев нет:

Отправить комментарий